Проблемные вопросы становления законодательства о государственно-частном партнерстве в субъектах Российской Федерации
Материалы / Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства / Проблемные вопросы становления законодательства о государственно-частном партнерстве в субъектах Российской Федерации
Страница 3

Как отмечает Жиль Ле Шателье - Государственный советник Ассоциированный профессор Педагогического университета Лиона – любой потенциальный инвестор, обсуждая развитие ГЧП в России с представителями федеральных властей, указывает на важность наличия квалифицированных кадров, что является первоочередным условием для запуска новых механизмов в экономике.

Декларативность правовых норм свидетельствует о том, что нормативно-правовые акты, принятые в регионах не соответствуют принципу стабильности. Стабильность в отношениях необходима как инвестору, так и государственному партнеру, т.к. часто меняющееся законодательство осложняет договорные отношения, что не может не отразиться на доверии частного инвестора. Потеря доверия повлияет на желание инвестора принять участие в реализации последующих проектов, конечно же, в отрицательную сторону.

Выделим еще одну важную проблему. Регионы, при формировании законодательства могут самостоятельно определять понятие ГЧП, субъектный состав отношений, формы реализации ГЧП и пр. В связи с чем, есть реальная угроза того, что субъект, в случае превышения полномочий, нарушит положение Конституции РФ, в которой говорится, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов находятся такие сферы, как образование, здравоохранение, защита окружающей среды, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. В данной ситуации потенциальный партнер может быть не уверен в наличии у органов власти надлежащих полномочий, в том числе необходимых для реализации всех положений заключаемого соглашения. Это создает перспективу увеличения рисков, а как следствие – незаинтересованность инвесторов в сотрудничестве и угрозу реализации проектов. В данном случае, проблема также заключается в отсутствии четкой системы контроля соответствия регионального законодательства федеральному.

Развитие экономики приводит к тому, что в практике отношений ГЧП начинают пользоваться успехом новые модели взаимодействия государства и бизнеса. Таким примером могут быть контракты жизненного цикла, создание кластеров, технопарков. Их внедрение в практику потребует внесения изменений в ряд региональных законов. Иванов И.Л. приводит пример закона субъекта, реализацию которого стоит учитывать при принятии федерального закона – это закон г. Санкт-Петербурга, принятый 20 декабря 2006 года Законодательным собранием г.Санкт-Петербурга «Об участии г. Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» (далее – Закон Санкт-Петербурга). Закон применяется в настоящее время на практике и получил широкое признание экспертов и ряда потенциальных инвесторов, как эффективный и сбалансированный документ, способствующий совершенствованию практики государственного регулирования в данной сфере.

Формы ГЧП и конкурсные процедуры с небольшой корректировкой могут быть заимствованы из Закона Санкт-Петербурга, поскольку в целом его положения соответствуют международной практике ГЧП, и опыт их применения не выявил каких-либо существенных недочетов. С момента своего принятия в 2006 г. Закон Санкт-Петербурга остается наиболее проработанным региональным актом в сфере ГЧП. Можно отметить опыт Санкт-Петербурга, осуществляющего проекты ГЧП в различных секторах экономики (аэропорт «Пулково», завод твердых бытовых отходов в поселке Янино, строительство театрально-концертного комплекса, строительство надземного экспресса, строительство школ и дошкольных учебных заведений).

Итак, нормативная база на пути своего формирования сталкивается с рядом проблем и ограничений. В силу отсутствия федерального закона, регионы не способны целостно определить основы ГЧП. Между тем, принятие федерального закона о ГЧП и использование механизма ГЧП на федеральном уровне позволит создать положительную динамику в эффективном решении федеральных задач, направленных на развитие инфраструктурных, национальных проектов, а также поможет создать новые возможности для развития частного бизнеса. Нужно учесть, что региональная нормативно-правовая база не должна противоречить федеральным законам, также она может не ограничиваться только прямо прописанными в федеральных законах инструментами ГЧП. Здесь важна разработка нормативного комплекса, создание четкой, которая обеспечит достаточное и конкретное нормативное регулирование всему процессу организации партнерства

Страницы: 1 2 3 

    Смотрите также

    Права и обязанности студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования
    Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребнос ...

    Принцип разделения властей
    Принцип разделения властей представляет собой основополагающее начало в механизме государственной власти Российской Федерации и представляет собой систему конституционно-правовых норм, регл ...

    Юридические коллизии в системе правовых противоречий
    В России действует большое количество законов, иных нормативных актов, многие из которых попросту не работают, а другие то и дело вступают в противоречия друг с другом. Нерешенность указанн ...