Направления совершенствования пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы и членов их семей
Материалы / Направления совершенствования социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы / Направления совершенствования пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы и членов их семей
Страница 1

Среди рассматриваемых социально-правовых проблем отдельного внимания заслуживают вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих.

Согласно Конституции Российской Федерации пенсионное обеспечение является важным элементом социальной политики государства.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждому на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав гарантируется без какой-либо дискриминации.

Военнослужащие, ратная служба которых нередко сопряжена с риском для жизни и требует повышенного напряжения моральных и физических сил, служебное время которых часто носит ненормированный характер, быт которых часто ограничен возможностями военных городков и жизнь которых сопровождают многократные переезды с одного места службы к другому, должны быть гарантированно обеспечены в случаях выхода на пенсию. Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой ратной службы они получат обеспеченную старость. В противном случае привлекательность военной службы явно будет невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования кадров Вооружённых Сил и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Однако проведённый нами анализ свидетельствует, что существующая система исчисления военных пенсий явно несовершенна и не соответствует современным условиям. Ещё недавно военные пенсионеры считались надёжно защищёнными в социально-правовом отношении. Их пенсии существенно превышали размеры пенсий соответствующих категорий государственных и муниципальных служащих и регулярно индексировались одновременно с повышением денежного довольствия действующим военнослужащим.

Военные пенсии индексируются и подлежат пересмотру:

а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда – в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;

б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих – исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих;

в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

Таким образом, увеличение любой составляющей денежного довольствия военнослужащих одновременно влечёт пересмотр размеров военных пенсий. Кроме того, в последние годы введена норма, согласно которой размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и соответственно пенсии военнослужащих должны индексироваться пропорционально повышению окладов соответствующих категорий государственных служащих.

При этом оклады денежного содержания военнослужащих должны повышаться Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих (пункт 2 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статья 6 Федерального закона от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда»).

В Российской Федерации сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и дополнительных выплат. При этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий. Согласно закону № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.

Так, подполковник, имеющий выслугу 20 лет при увольнении с военной службы, будет получать пенсию в размере всего 5675 рублей, примерный расчет пенсии находится в приложении № 1.

Стоить отметить, что на момент создания закона №4468-1 пенсионнообразующая база составляла около 70% от денежного довольствия, а на данный момент эта цифра составляет меньше 40%.

Налицо ситуация, когда нормативный акт теряет свою актуальность в современных условиях. Как отмечалось ранее, в последнее время сложилась практика увеличения денежного довольствия, путем дополнительных выплат и надбавок, что не может не отражаться на военных пенсиях, которые в свою очередь индексируются от меньшей суммы.

Наряду с этим хочу обратить внимание на такой нормативный акт как Федеральный закон №58 ФЗ «О системе государственной службы РФ»

Он гласит, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

А также что основными принципами построения и функционирования системы государственной службы является федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Социально-демографическая ситуация в муниципальном образовании и пути ее оптимизации
    Комплексный анализ развития муниципального образования и формирование стратегии социально-экономического и инновационного развития - важнейшие инструменты регионального развития. Их базовой ...

    Гражданско-правовое регулирование залога
    В условиях рыночной экономики для успешной работы участников предпринимательской деятельности особую значимость приобретают способы обеспечения исполнения обязательств. Подавляющее больши ...

    Способы защиты гражданских прав
    Вопрос о субъективных правах, в том числе и о субъективных гражданских правах, находится в центре внимания отечественной правовой науки. Правовая наука в процессе построения правового госуда ...