Направления совершенствования пенсионного обеспечения граждан, уволенных с
военной службы и членов их семейМатериалы / Направления совершенствования социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы / Направления совершенствования пенсионного обеспечения граждан, уволенных с
военной службы и членов их семейСтраница 1
Среди рассматриваемых социально-правовых проблем отдельного внимания заслуживают вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих.
Согласно Конституции Российской Федерации пенсионное обеспечение является важным элементом социальной политики государства.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждому на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав гарантируется без какой-либо дискриминации.Военнослужащие, ратная служба которых нередко сопряжена с риском для жизни и требует повышенного напряжения моральных и физических сил, служебное время которых часто носит ненормированный характер, быт которых часто ограничен возможностями военных городков и жизнь которых сопровождают многократные переезды с одного места службы к другому, должны быть гарантированно обеспечены в случаях выхода на пенсию. Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой ратной службы они получат обеспеченную старость. В противном случае привлекательность военной службы явно будет невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования кадров Вооружённых Сил и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Однако проведённый нами анализ свидетельствует, что существующая система исчисления военных пенсий явно несовершенна и не соответствует современным условиям. Ещё недавно военные пенсионеры считались надёжно защищёнными в социально-правовом отношении. Их пенсии существенно превышали размеры пенсий соответствующих категорий государственных и муниципальных служащих и регулярно индексировались одновременно с повышением денежного довольствия действующим военнослужащим.
Военные пенсии индексируются и подлежат пересмотру:
а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда – в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;
б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих – исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих;
в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Таким образом, увеличение любой составляющей денежного довольствия военнослужащих одновременно влечёт пересмотр размеров военных пенсий. Кроме того, в последние годы введена норма, согласно которой размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и соответственно пенсии военнослужащих должны индексироваться пропорционально повышению окладов соответствующих категорий государственных служащих.
При этом оклады денежного содержания военнослужащих должны повышаться Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих (пункт 2 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статья 6 Федерального закона от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда»).
В Российской Федерации сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и дополнительных выплат. При этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий. Согласно закону № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:
лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
Так, подполковник, имеющий выслугу 20 лет при увольнении с военной службы, будет получать пенсию в размере всего 5675 рублей, примерный расчет пенсии находится в приложении № 1.
Стоить отметить, что на момент создания закона №4468-1 пенсионнообразующая база составляла около 70% от денежного довольствия, а на данный момент эта цифра составляет меньше 40%.
Налицо ситуация, когда нормативный акт теряет свою актуальность в современных условиях. Как отмечалось ранее, в последнее время сложилась практика увеличения денежного довольствия, путем дополнительных выплат и надбавок, что не может не отражаться на военных пенсиях, которые в свою очередь индексируются от меньшей суммы.
Наряду с этим хочу обратить внимание на такой нормативный акт как Федеральный закон №58 ФЗ «О системе государственной службы РФ»
Он гласит, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
А также что основными принципами построения и функционирования системы государственной службы является федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы.
Смотрите также
Процессуальные меры обращения взыскания на имущество гражданина
Актуальность темы выпускной
квалификационной работы. Статья 45 Конституции Российской Федерации гарантирует
гражданам государственную защиту прав и свобод. Исполнительное производство
я ...
Развитие идей прав человека римскими юристами
Естественноправовых идеи
древнегреческих мыслителей о свободе и равенстве всех людей получили дальнейшее
развитие в Древнем Риме.
Так, положения греческих
стоиков (Зенона, Хрисиппа и др ...
Арбитражный апелляционный суд
Деятельность
арбитражного апелляционного суда регламентируется гл. 3.1 ФКЗ «Об арбитражных
судах в РФ».
Арбитражные
апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанц ...