Соотношение государственного и политического режима
Материалы / Исполнительная власть и административные правонарушения / Соотношение государственного и политического режима
Страница 1

В современной литературе существует два понятия "государственный" и "политический" режим. Вопрос об их соотношении является дискуссионным. Для уточнения данного вопроса необходимо объяснить содержание понятия режим.

Оно имеет несколько значений. Например, в Древнем Риме режима трактуется как управление, во Франции буржуазной эпохи - порядок, метод осуществления власти, государственный строй. Современное значение этого термина достаточно широко, начиная от режима государственной границы и заканчивая государственным режимом. Понятие политический режим употребляется в широком и узком смысле. В узком оно отождествляется с понятием государственного режима, а в широком включает в себя государственный режим. Это объясняется тем, помимо государственного режима в политический режим следует включить систему характерных для конкретного типа государства политических отношений господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояние политической культуры. Таким образом, более правильно рассматривать политический режим как более широкое понятие, включающее в себя методы осуществления политической власти не только со стороны государственных органов, но и со стороны политических сил, объединенных в политические партии, движения, в том числе и оппозиционные по отношению к государственному режиму.

В науке существует два основных подхода к осмыслению политического режима, один из них связан с политико - правовым подходом и получил распространение в конституционном праве, другой - связан с социологическим подходом, нашедшем свое отражение в политической науке.

Политико-правовой подход (институциональный). В его рамках особое внимание уделяется формально - юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. В данном случае политический режим является частью категориального аппарата конституционного права. При изучении данного подхода прослеживается разница между политическим и государственным режимами. Институциональный подход имеет место во Франции.

Вторым подходом к осмыслению явления политический режим является социологический подход. Здесь речь идет о происхождении власти и о социальных основаниях ее функционирования, связь между обществом и государством, которые сложились на практике, но не всегда соответствуют тем, что закреплены в конституционных актах. Суть данного подхода состоит в том, что каждый режим основан на социальных связях и не может быть изменен путем изменения лишь правовых актов, в которых они закреплены, необходима трансформация самих социальных оснований.

Наличие разных подходов и разных точек зрения позволяет сделать вывод о том, что такое явление как государственный режим не стоит на месте, постоянно развивает вместе с обществом с отношениями, непрерывно исследуется. Так, авторы учебников теории государства и права разошлись во мнениях и разделились на две группы: первая группа считает, что политический режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть. При этом происходит слияние государственного и политического режимов. Вторая группа авторов (Морозова Л.А., Матузов Н.И, Малько А.В. придерживаются точки зрения, что политический режим охватывает деятельность не только государственных органов, но и негосударственных организаций. По их мнению ( Морозова Л.А., Матузов Н.И., Малько А.В.), политический режим - понятие более широкое, включающее в себя не только методы осуществления государственной власти, но и приемы, способы реализации властных отношений, способы реализации властных полномочий негосударственных организаций. Всей логикой авторы говорят о том, что режим- понятие развивающее, позволяющее включать в себя новые элементы.

Исходя из многочисленных определений и подходов можно выделить следующие признаки политического режима:

1) Основной составляющей является государство. Как говорилось выше без государства невозможно существование режима, именно государство определяет рамки осуществления политических отношений в обществе, осуществляет контроль за соблюдением прав и свобод человека, карает за их нарушение.

2) Субъекты политического режима как государственные, так и общественные организации. На обстановку в стране могут влиять не только государственные, но и общественные организации, такие как политические партии, общественные движения, профессиональные союзы.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Принципы справедливости в уголовном праве
    Принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению относится к специально-юридически ...

    Субъекты налоговых правоотношений, особенности их правового статуса
    В наше время есть необходимость теоретического исследования одной из категорий финансового права в целом, и налогового права в частности - налогового правоотношения. Усовершенствование н ...

    Защита права собственности
    Актуальность темы настоящего исследования обусловлена прежде всего значением права собственности и владения как важнейших объектов изучения цивилистической науки. За последнее время в России ...