Правовое регулирование строительного подрядаМатериалы / Договор строительного подряда / Правовое регулирование строительного подрядаСтраница 1
Договоры строительного подряда заключаются на строительство, капитальный ремонт либо реконструкцию предприятий, зданий (в том же числе жилых домов), сооружений или иных объектов, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и других неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
Согласно ранее действовавшему в нашей стране законодательству возникающие при этом гражданско-правовые отношения в основном охватывались договорами подряда на капитальное строительство, которые занимали огромное место в системе всех хозяйственных договоров. Порядок заключения и расторжения этих договоров, права и обязанности сторон, их ответственность за нарушение принятых обязательств весьма детально регламентировались императивными нормами обширного законодательства о капитальном строительстве. Причем первоочередное внимание было уделено плановым предпосылкам данных договоров, с которыми они были неразрывно связаны и которые определяли их основное содержание (сущность плановой экономики нашего государства).
Изменения, происшедшие в социально-экономическом строе страны, внесли существенные коррективы во взаимоотношения между заказчиками строящихся (реконструируемых) объектов и подрядчиками, выполняющими соответствующие работы. Объемы строительных работ, осуществляемых за счет бюджетных средств, особенно в сфере жилищного строительства, многократно сократились, а в некоторых регионах сошли практически на нет. Инвестиционные вложения в области капитального строительства носят в основном негосударственный характер. Из-под опеки государства в результате приватизации вышло большинство предприятий строительной индустрии. Таким образом, уже к середине 90-х годов в рассматриваемой сфере явно преобладали частнособственнические отношения, которые потребовали соответствующего правового регулирования. Указанная потребность была реализована в ходе очередной кодификации российского гражданского законодательства. С принятием части 2 Гражданского кодекса РФ создана, в сущности, новая правовая база отношений в области капитального строительства.
В настоящее время «ядро» действующего законодательства в капитальном строительстве составляют правила, закрепленные Гражданским кодексом РФ в Главе 37. Принципиально новым моментом является то, что в рассматриваемой сфере действует подавляющее большинство общих норм о договорах подряда. В то же время многие правила, которые раньше применялись в основном лишь в области капитального строительства, например о системе генерального подряда, приобрели значение общих норм, а другие вопросы, например о риске случайной гибели предметов подряда, которые применительно к обычному подряду и подряду на капитальное строительство прежде решались по-разному, сейчас регулируются одинаково.
Вместе с общими правилами о договоре подряда отношения в области капитального строительства регулируются нормами параграфа 3 Главы 37 ГК, специально рассчитанными на строительный подряд. Характеризуя правила, которые содержатся в данном параграфе, можно отметить два момента:
Во-первых, с принятием Второй части Гражданского кодекса РФ гражданско-правовое регулирование отношений в такой важной отрасли хозяйственной деятельности, как капитальное строительство, впервые освещено на законодательном уровне. Хотя ГК 1964 года и содержал специальную главу о подряде на капитальное строительство, ее нормы носили самый общий характер и не имели существенного значения на практике. Основным источником правового регулирования традиционно были Правила о договорах подряда на капитальное строительство, утверждавшиеся на правительственном уровне. Действующий Гражданский кодекс РФ существование подобного акта, равно как и принятие специального закона о строительном подряде, не предусматривает и исходит из того, что закрепленные им правила являются достаточной правовой базой для регулирования отношений в рассматриваемой области.
Смотрите также
Принцип разделения властей
Принцип разделения властей
представляет собой основополагающее начало в механизме государственной власти
Российской Федерации и представляет собой систему конституционно-правовых норм,
регл ...
Исчисление, назначение и выплата пенсий
Право человека обратиться за назначением пенсии возникает при
определенных условиях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о
пенсионном обеспечении. Так, пенсия по возрасту м ...
Арбитражный апелляционный суд
Деятельность
арбитражного апелляционного суда регламентируется гл. 3.1 ФКЗ «Об арбитражных
судах в РФ».
Арбитражные
апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанц ...