Неимущественные права, обеспечивающие индивидуализацию личности
Материалы / Понятие и виды личных неимущественных прав / Неимущественные права, обеспечивающие индивидуализацию личности
Страница 2

Гражданин, чье имя противоправно используется другим лицом, может требовать прекращения пользования его именем. Гражданин, кому необоснованно отказывают в перемене имени или которого принуждают к перемене имени, вправе оспаривать такие действия.

Гражданин, имя которого без согласия используется в товарном знаке, вправе предъявить требование об уничтожении изготовленных изображений товарного знака или о его удалении с товара (упаковки). Помимо указанных мер в случае нарушения права на имя могут быть заявлены требования об опубликовании опровержения о нарушении имени, возмещении причиненного имущественного ущерба и компенсации морального вреда.

2. Индивидуальный облик (вид) включает в себя внешность, фигуру, физические данные, одежду, т.е. совокупность таких сведений о лице, которые можно получить, не прибегая к специальным исследованиям. Индивидуальность голоса заключается в звуках, производимых голосовым аппаратом в форме слов, мелодии и иной форме, которые характеризуются высотой, диапазоном, силой, тембром, интонацией.

Содержание права на индивидуальный облик состоит из правомочий самостоятельно определять и использовать свой индивидуальный облик, распоряжаться им в установленных пределах, требовать от других лиц не нарушать неприкосновенность облика.

Правомочие самостоятельно определять индивидуальный облик выражается в возможности согласно своим вкусам и интересам без принуждения выбрать, создать, поддерживать, изменять свой индивидуальный облик (вид).

Распространены гражданско-правовые договоры, направленные на формирование индивидуального облика с помощью третьих лиц, - парикмахерской (прическа, макияж), медицинского центра (пластические операции, косметологические процедуры), других специалистов (например, нанесение татуировки). Отдельным категориям лиц (работников) предписана определенная одежда во время исполнения служебных обязанностей. Так, военнослужащие внутренних войск имеют установленные знаки отличия и форму одежды, судьи при осуществлении правосудия должны облачаться в мантии.

Правомочие по использованию своего индивидуального облика может проявляться в возможности дать согласие или запретить использовать свой облик другими лицами.

Иногда закон запрещает использовать изображение гражданина. Например, в рекламе алкогольных напитков, табака и табачных изделий не допускается использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, пользующихся популярностью у несовершеннолетних, и лиц в возрасте до 21 года (п. 1 ст. 16 Закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе").

Право на голос состоит из правомочий по использованию своего голоса, а также по распоряжению звукозаписью. Гражданин может дать согласие на использование своего голоса в рекламе, эстрадных номерах, путем записи на диск, магнитную ленту.

Распоряжение записью голоса проявляется в возможности совершать различные сделки по отчуждению звукозаписи, дать согласие на компьютерную обработку записи голоса в целях создания новой версии звукозаписи. Закон оговаривает случаи, когда возможна запись голоса гражданина без его согласия. Например, по решению следователя при следственном действии может быть применена аудиозапись. Но лица, участвующие в следственном действии, должны быть предварительно предупреждены о намерении использования технических средств.

Гражданин, право которого на индивидуальный облик и голос нарушено, вправе требовать запрещения использовать его облик (голос), снять изображение (с выставки, витрины), изъять тираж (плакатов, открыток), изъять кадры кино- и телефильма, запретить показ фильма, клипа, возместить имущественный ущерб и моральный вред.

3. Общепринято считать честью общественную оценку личности, меру социальных, духовных качеств гражданина. Под достоинством понимают внутреннюю самооценку собственных качеств, способностей, мировоззрения, общественного значения. Деловую репутацию можно определить как набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Сущность авторского договора
    Актуальность темы дипломного исследования. В современном хозяйственном обороте все большее значение приобретают вопросы правового регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собст ...

    Основные виды правовых семей современности
    «Мир многообразен, и в этом убеждают не только картины прошлого, доступные нам благодаря историческим памятникам. Сменяющие друг друга поколения людей убеждаются в этом на собственном опыт ...

    Правовое регулирование и осуществление контрольно-счетной деятельности
    Процесс регулирования и развития, а также состояние современной правовой базы контрольно - счетной деятельности до сих пор не отвечают потребностям экономического развития страны и ее регио ...