Понятие и классификация субъектов налоговых правоотношенийМатериалы / Субъекты налоговых правоотношений / Понятие и классификация субъектов налоговых правоотношенийСтраница 3
Законодательные (представительные) органы власти публично-правовых образований принимают нормативные правовые акты налогового законодательства. Органы исполнительной власти – налоговые, таможенные и финансовые органы, органы Министерства внутренних дел, прокуратуры и другие органы контролируют исполнение норм налогового законодательства, принимают нормативные и ненормативные акты, осуществляют другие властные полномочия.
Наиболее властным публично-правовым образование, участвующих в налоговых правоотношениях являются налоговые органы РФ.
Налоговые органы РФ – единая централизованная система органов обеспечивающих контроль за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, а так же за полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Основным налоговым органам в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба (далее ФНС) и ее подразделения (ФНС находится в подчинении Министерства финансов).
ФНС создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и является «правопреемницей» Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
ФНС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
ФНС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач.
Руководитель ФНС имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя службы.
Систему иерархии подведомственности органов ФНС можно представить следующим образом (Приложение А).
Первая ветвь Управление ФНС по субъектам РФ (включает в себя 89 управлений), в свою очередь им подведомственны Территориальные налоговые органы ФНС России, а им Территориальные инспекции ФНС России;
Вторая ветвь представляет собой Межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам, Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных, Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, указанные инспекции в равной степени подведомственны ФНС и им подчинены Межрайонные инспекции ФНС России.
Частными субъектами являются организации и физические лица, способные выступать в качестве функционально подчиненной стороны.
Группа частных субъектов налоговых правоотношений представляет собой следующую форму.
Налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты. Нормативные определения налогоплательщиков и плательщиков сборов даны в ст. 19 Налогового кодекса РФ, налоговых агентов – в ст. 24 Налогового кодекса РФ. Следует учесть, что орган власти (публичный субъект), зарегистрированный как юридическое лицо, может одновременно являться налогоплательщиком и (или) налоговым агентом, т.е. частным субъектом. Так, налогоплательщиками транспортного налога (в связи с владением зарегистрированными транспортными средствами и при отсутствии региональных налоговых льгот), а также налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц (далее НДФЛ), в связи с выплатой заработной платы своим работникам) являются все налоговые инспекции. Исходя из постановления Президиума Высшего Арбитражного суда РФ (далее Президиума ВАС РФ) от 18 ноября 2008 г. №8200/08, п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. №148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса РФ» совет сельского поселения, зарегистрированный в качестве юридического лица – муниципального учреждения, является налогоплательщиком, несмотря на свой статус представительного органа муниципального образования.
Смотрите также
Применение арбитражами коллизионных норм иностранного права
В настоящее время вследствие расширения международного
торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества
значительно возросло число споров с участием иностранных лиц, ...
Договор совместной деятельности
Актуальность темы. Договор о совместной деятельности активно используется
субъектами гражданских правоотношений в Украине в хозяйственной практике с
целью получения прибыли за счет соединени ...
Великобритания как правовое государство
Великобритания принадлежала к числу
держав – победительниц в первой мировой войне, однако война серьезно ослабила
ее финансово-экономические позиции. Так, промышленное производство сократило ...