Понятие и классификация субъектов налоговых правоотношенийМатериалы / Субъекты налоговых правоотношений / Понятие и классификация субъектов налоговых правоотношенийСтраница 3
Законодательные (представительные) органы власти публично-правовых образований принимают нормативные правовые акты налогового законодательства. Органы исполнительной власти – налоговые, таможенные и финансовые органы, органы Министерства внутренних дел, прокуратуры и другие органы контролируют исполнение норм налогового законодательства, принимают нормативные и ненормативные акты, осуществляют другие властные полномочия.
Наиболее властным публично-правовым образование, участвующих в налоговых правоотношениях являются налоговые органы РФ.
Налоговые органы РФ – единая централизованная система органов обеспечивающих контроль за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, а так же за полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Основным налоговым органам в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба (далее ФНС) и ее подразделения (ФНС находится в подчинении Министерства финансов).
ФНС создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и является «правопреемницей» Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
ФНС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
ФНС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач.
Руководитель ФНС имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя службы.
Систему иерархии подведомственности органов ФНС можно представить следующим образом (Приложение А).
Первая ветвь Управление ФНС по субъектам РФ (включает в себя 89 управлений), в свою очередь им подведомственны Территориальные налоговые органы ФНС России, а им Территориальные инспекции ФНС России;
Вторая ветвь представляет собой Межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам, Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных, Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, указанные инспекции в равной степени подведомственны ФНС и им подчинены Межрайонные инспекции ФНС России.
Частными субъектами являются организации и физические лица, способные выступать в качестве функционально подчиненной стороны.
Группа частных субъектов налоговых правоотношений представляет собой следующую форму.
Налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты. Нормативные определения налогоплательщиков и плательщиков сборов даны в ст. 19 Налогового кодекса РФ, налоговых агентов – в ст. 24 Налогового кодекса РФ. Следует учесть, что орган власти (публичный субъект), зарегистрированный как юридическое лицо, может одновременно являться налогоплательщиком и (или) налоговым агентом, т.е. частным субъектом. Так, налогоплательщиками транспортного налога (в связи с владением зарегистрированными транспортными средствами и при отсутствии региональных налоговых льгот), а также налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц (далее НДФЛ), в связи с выплатой заработной платы своим работникам) являются все налоговые инспекции. Исходя из постановления Президиума Высшего Арбитражного суда РФ (далее Президиума ВАС РФ) от 18 ноября 2008 г. №8200/08, п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. №148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса РФ» совет сельского поселения, зарегистрированный в качестве юридического лица – муниципального учреждения, является налогоплательщиком, несмотря на свой статус представительного органа муниципального образования.
Смотрите также
Понятие и принципы гражданства РФ
Основной целью определения гражданства
является, прежде всего, формулирование признаков, которые позволили бы
отграничить его обладателей от всех других лиц, проживающих на территории
данно ...
Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства
Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года развитие
институтов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП)
определяется как одно из с ...
Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования
Актуальность темы
исследования. Ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляет положение
«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое
государство с респ ...