Структура юридической практики. Определение и характеристика видов и форм юридической деятельности
Материалы / Юридическая практика / Структура юридической практики. Определение и характеристика видов и форм юридической деятельности
Страница 4

Следовательно, процесс конкретизации – это процесс выработки положений, определений, понятий, их сочетание и суммирование, которое только и даёт "конкретное в его полноте". Учёт и определение конкретных сторон случая, который надо подвести под закон, и ведёт к процессу конкретизации.

Конкретизация норм права – мыслительная операция, осуществляемая в процессе нормотворчества, состоящая в "привязке" правовой нормы к конкретным условиям нормативной регламентации общественных отношений, в результате чего создаётся новая норма права (меньше конкретизируемой по объёму, но шире по содержанию).

Процесс применения закона зачастую нуждается в более глубоком его истолковании, чем только разъяснение его содержания. Этого требует сама природа закона как общего (абстрактного) правила, которое в процессе его применения должно регулировать многообразные индивидуализированные отношения. Они могут быть подведены под действие закона лишь в процессе конкретизации и детализации его содержания. Т.е. норма права должна быть опосредована другими нормами, являющимися также общими правилами, но более детализированного порядка.

Правосистематизирующий вид практики

Под систематизацией нормативно-правовых актов

(именуется ещё как систематизация законодательства

) следует понимать деятельность, направленную на упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную и внутренне согласованную систему.

На практике ещё в условиях СССР, а теперь и в Российской Федерации сложились и являются традиционными три основных направления систематизации нормативно-правовых актов – это кодификация, инкорпорация и консолидация нормативно-правового материала.

Каждый из этих видов систематизации имеет свои особенности, но все они преследуют единые цели – устранение противоречий между различными нормативно-правовыми актами, отмены и устранение устаревших и уже отживших себя правовых норм и приведение нормативно-правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование государства.

Кодификация – это форма систематизации действующего нормативно-правового материала путём его глубокой и всесторонней переработки и объединения в новый, единый логически цельный нормативно-правовой акт сводного характера.

В Российском праве существуют несколько видов кодификации:

Основы законодательства

– нормативный правовой акт, содержащий базовые положения определённый отрасли.

Кодекс

– нормативный правовой акт, регулирующий определённую сферу общественной жизни (ГК, УК, ТК, КоАП и др.).

Уставы (положения)

– нормативно-правовые акты сводного характера, издаваемые как законодательными, так и иными законотворческими органами: президентом, правительством, различными министерствами и ведомствами.

Инкорпорация – это способ группировки нормативно-правовых актов в сборники или собрания в определённом порядке без изменения их внутреннего содержания.

Она бывает официальной и неофициальной.

Официальная инкорпорация

осуществляется компетентными органами (при Президенте и Правительстве РФ), например, Собрание законодательства РФ.

Неофициальная инкорпорация

проводится организациями, отдельными гражданами по их инициативе. Она обслуживает потребности учреждений, организаций, специалистов в правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, геологов, учителей, работников правоохранительных органов.

Консолидация – это форма объединения нескольких нормативных правовых актов в единый сводный правовой акт. Она содержит в себе признаки и кодификации, и инкорпорации. При этом нормы права, включённые в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия. В результате консолидации создаются сборники законодательства.

Контрольный вид юридической практики

Важную роль в достижении целей, поставленных перед органами исполнительной власти, играет контроль за соблюдением правовых норм, т.е. надзор.

Известно, что контроль – атрибут административной власти, одна из важнейших её функций. Он включает наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку её с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций.

Надзор – это ограниченный, суженый контроль. В России в наше время существуют три типа надзора: судебный, прокурорский и административный.

Прокурорский надзор – это самостоятельный, специфический вид деятельности государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на её территории. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Классификация преступлений
    Классификация в уголовном законодательстве – это специфический прием юридической техники, представляющий собой деление закрепленных правовых положений по единому критерию на определенные кат ...

    Анализ особенностей правового регулирования заключения и расторжения брака по законодательству развитых стран
    В нынешних условиях интенсивных межгосударственных обменов брачно-семейное право, как никакая другая совокупность отношений и правил, их регулирующих, подвержена действию законов международ ...

    Правовая природа договора лизинга
    Актуальность темы исследования. В настоящее время в нашем государстве всё ещё очень остро стоит вопрос обновления основных средств и материально-технической базы российских предприятий. К с ...