Определение сущности права через различные подходы к правопониманиюМатериалы / Юридическая практика / Определение сущности права через различные подходы к правопониманиюСтраница 2
Примером внеклассового
или надклассового подхода
к определению права может служить дефиниция, в соответствии с которой оно рассматривается как система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы страны и выступают регулятором общественных отношений [там же].
Общесоциальный подход
рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.)
Наряду с этими можно выделить и религиозный,
и национальный,и расовый,
и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Теория естественного права (философский подход к праву)
сформировалась в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представителями данного подхода являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье. Один из представителей, И. Кант, для которого было свойственно соединение теоретического (философского) и практического начал, определял право как "совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы" [9].
Философия права получила своё развитие у Гегеля. По Гегелю, право означает осуществление свободы свободной воли или ещё короче – "наличное бытие свободы" [9].
Основной постулат рассматриваемого направления – вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих непрямую. Оттенки мнений разнообразны, но практика ориентируется на поиск лучшего решения – справедливого и разумного. Теология призывает молиться Богу, светский вариант ориентирует на природу вообще, природу человека, природу вещей.
Основные идеи естественно-правовой теории:
1. Разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, т.к. не всякий закон содержит в себе право).
2. Отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы).
3. Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права приобретаются от рождения либо от Бога.
Смотрите также
Механизм индивидуального преступного поведения
При криминологическом анализе
причин совершения преступления важно учитывать роль социально-психологического
механизма поведения личности. Под таким механизмом понимается
последовательность ...
Уголовная ответственность за посягательство на жизнь человека
Россия к началу ХХI
столетия, как и в начале ХХ века, вновь оказалась на перепутье. Нет четких устоев
общественной и государственной жизни, давно разрушена привычная система
социальных ценн ...
Криминологическая характеристика преступления
Преступность как не ординарное явление всегда интересовала не
только специалистов, но и многих других людей. Человечество живет в страхе
перед преступностью и столько, сколько оно существует ...