Практические аспекты и условия проведения предварительного следствия и дознания
Материалы / Досудебное производство в уголовном процессе / Практические аспекты и условия проведения предварительного следствия и дознания
Страница 2

Дознание по уголовным делам производится в общем порядке, установленном УПК для предварительного следствия со следующими особенностями:

1) Дознание производится по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (их перечень содержится в части третьей статьи 150 УПК), возбуждаемым в отношении конкретного лица (часть вторая статьи 223 УПК), иначе говоря, в случаях, когда для раскрытия преступления и ответа на главный вопрос – кто его совершил, не требуется значительных усилий, потому что определенные указания на это лицо уже имеется в первичных материалах, на основании которых возбуждено уголовное дело.

2) Его сроки значительно короче (сроки предварительного следствия и дознания рассматриваются позднее, но в рамках этой же темы).

3) По результатам дознания составляется не обвинительное заключение, а обвинительный акт (статья 225 УПК), который не только имеет значение итогового документа, но и представляет собой аналог постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.

4) Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, нежели следователь; все указания прокурора и начальника органа дознания для него обязательны (часть четвертая статьи 41 УПК).

Производство предварительного расследования как в форме следствия, так и в форме дознания подчиняется совокупности общих «сквозных» правил-требований, закрепленных в УПК, которые призваны обеспечить единообразие досудебной уголовно-процессуальной процедуры и достижение задач, стоящих перед стадией предварительного расследования. Их принято называть общими условиями предварительного расследования (глава 21 УПК так и называется).

Под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых расследование данного преступления относится к компетенции того или иного органа предварительного следствия либо дознания. Действующий уголовно-процессуальный закон (статья 151 УПК) дает основания для выделения следующих признаков подследственности: предметный (родовой); альтернативный (смешанный); персональный и территориальный.

Предметный признак выражается в том, что подследственность уголовного дела определяется в зависимости от состава расследуемого преступления, иначе говоря, от его квалификации по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса.

Другой признак, по которому определяется подследственность следователей прокуратуры, называется персональным. Он выражается в том, что в ряде случаев в законе закреплена специфика субъекта преступления.

Предметным признаком всецело определяется подследственность следователей органов Федеральной службы безопасности (часть вторая статьи 151 УПК). Они расследуют уголовные дела о некоторых преступлениях в сфере экономики, о некоторых преступлениях против общественной безопасности и терроризме (статья 205 УК), о большинстве преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, среди которых – государственная измена, шпионаж и др. (статьи 275–281, 283 и 284 УК); о некоторых преступлениях против порядка управления, связанных с нарушениями режима Государственной границы Российской Федерации (статьи 322 и 323 УК), а также против мира и безопасности человечества (статьи 353-355 и 359 УК).

Согласно части третьей статьи 151 УПК, подавляющее большинство уголовных дел о преступлениях, подобранных также по предметному признаку, то есть по составу преступления, относятся к подследственности следователей самого многочисленного следственного аппарата – органов внутренних дел. Это прежде всего наиболее распространенные преступления против здоровья, против собственности, преступления, совершенные в сфере экономики, налоговые преступления, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, ряд преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и порядка управления.

По общему правилу предварительное расследование должно производиться по месту совершения преступления. Данное правило в равной мере касается как предварительного следствия, так и дознания. Если же данное преступление, которое представляет собой длящееся или продолжаемое деяние, было начато на одной территории, а закончено на другой и в силу данного обстоятельства относится к юрисдикции сразу нескольких органов расследования, оно должно расследоваться по месту окончания. Так, например, если угон воздушного судна и захват заложников совершены на севере страны, а преступники обезврежены и задержаны в результате спецоперации уже в южном городе, уголовное дело должно быть возбуждено по месту пресечения преступления, что, конечно, не исключает права центральных органов следствия, например Главного следственного управления Генеральной прокуратуры России, принять дело к своему производству. В случае, когда преступная деятельность образуется из нескольких самостоятельных преступлений, совершенных в различных регионах страны, уголовное дело по решению соответствующего прокурора подлежит расследованию по месту, в котором было совершено большинство преступлений или же наиболее тяжкое из них.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Исполнительная власть и административные правонарушения
    Исторически сложилось так, что вопрос о государстве, его природе и сущности был и остается предметом постоянного интереса ученых. История познания обнаруживает большую амплитуду колебаний м ...

    Государственная власть: понятие, признаки, структура
    Словосочетание « государственная власть» употребляется очень широко и в обыденной речи, и в научной литературе. К попыткам вскрыть содержание этого термина, обнаружится также немало различий ...

    Правовое регулирование и осуществление контрольно-счетной деятельности
    Процесс регулирования и развития, а также состояние современной правовой базы контрольно - счетной деятельности до сих пор не отвечают потребностям экономического развития страны и ее регио ...