Методы, инструменты и направления государственного управления в сфере труда и занятости
Материалы / Система государственного управления в сфере труда и занятости / Методы, инструменты и направления государственного управления в сфере труда и занятости
Страница 1

Методы государственного управления - способы, средства практического осуществления функций государственного управления, достижение его целей.

В сфере труда и занятости используются следующие методы: убеждение, принуждение, правовые акты управления.

Правовые акты управления - это основная правовая форма реализации задач органов государственной власти.

Правовой акт управления - это официальное подзаконное решение принятое органами исполнительной власти в одностороннем властном порядке, и с соблюдением определённых процедур по вопросу, отнесённому к его компетенции, имеющий определённую законом форму и порождающий юридические последствия.

Инструментами государственного управления здесь выступают:

Указа президента, распоряжения президента.

Постановления распоряжения правительства.

Приказы, распоряжения, указания, инструкции министров.

Постановления государственных комитетов · Приказы, распоряжения руководителей государственных комитетов, федеральных служб, агентств, надзоров.

Естественно, что система методов и конкретных мер государственного регулирования занятости, как и сами целевые установки политики занятости не остаются неизменными. Они во многом зависят от господствующих в обществе экономических воззрений, а также уровня социально-экономического развития страны.

Российское законодательство о труде закрепляет и конкретизирует систему трудовых прав и свобод, устанавливает государственные гарантии их соблюдения и защиты, регулирует отношения работников и работодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений. В частности, предусмотрены:

участие Правительства РФ вместе с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей в качестве сторон генерального соглашения, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений;

участие работников в управлении организацией и в ее прибыли;

основные государственные гарантии по оплате труда работников;

нормирование труда и обеспечение нормальных условий работы, соответствующих требованиям охраны труда и безопасности производства.

Программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей.

Последовательное осуществление политики предполагает переход к "субсидиарно-страховой" модели социальной политики [7, с.276].

Необходимы усилия государственного регулирования трудовых отношений, особенно за пределами бюджетной сферы.

К направлениям государственного регулирования социально-трудовой сферы можно отнести:

формирование правовой базы трудовых отношений;

налаживание социального партнерства;

снижение налогового бремени на фонд заработной платы;

выработку рекомендательных принципов организации заработной платы на предприятии.

Сущность активной политики состоит в создании условий для высокого и стабильного уровня занятости путем стимулирования спроса и предложения труда. Она нацелена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место путем обучения и переподготовки, содействия развитию нетрадиционных форм занятости и исходит из того, что нормальный здоровый человек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения себя и своей семьи и ответственность за его личное и семейное благосостояние лежит в первую очередь на нем самом, а государство выступает в этом случае как посредник, который предоставляет ему возможность занятости в той или иной сфере деятельности.

Службы занятости в этом случае призваны активно содействовать трудоустройству незанятых. В частности, выплата пособий безработным обуславливается осуществлением ими активных действий по повышению пригодности для рынка труда.

Социальная поддержка безработных - это по существу постоянное направление политики занятости.

Российская экономика находится на таком этапе, при котором необходимо улучшение использования квалифицированных кадров, сохранении и обновлении их состава, росте эффективности труда. Несомненно, что проблема безработицы, особенно в региональном разрезе, сохраняет свою актуальность, но не она должна определять особенности политики занятости в годы выхода из кризиса и начала экономического роста.

По мнению многих исследователей, в настоящее время в нашей стране не проводится эффективной политики занятости как на уровне государства в целом, так на уровне его территориальных образований.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Основы экологического права
    Термин «экология» (от двух греческих слов:oikos - дом, жилище и logos - наука, знание) был предложен в 1866 г. немецким естествоиспытателем Э. Геккелем для обозначения науки, изу-чающей вза ...

    Возмещение вреда, причиненного гражданину незаконным привлечением к уголовной ответственности
    Признание за российскими гражданами права на возмещение вреда, причиненного в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в ...

    Исчисление, назначение и выплата пенсий
    Право человека обратиться за назначением пенсии возникает при определенных условиях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о пенсионном обеспечении. Так, пенсия по возрасту м ...