Приоритетные направления и принципы антинаркотической политики государства
Материалы / Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях / Приоритетные направления и принципы антинаркотической политики государства
Страница 4

- взаимодействие образовательных структур всех уровней со средствами массовой информации, при котором существенным становится формирование позитивного антинаркогенного общественного сознания. Элементом такого сознания является противодействие на уровне федеральных и региональных средств массовой информации различным проявлениям молодежной пронаркотической субкультуры;

- взаимодействие образовательных структур с общественными организациями, духовными центрами, деятелями культуры, родительскими объединениями, группами активной молодежи, волонтерами с целью совершенствования и укрепления разнообразия антинаркотических профилактических форм.

Анализ многоаспектной антинаркотической профилактики подводит к необходимости выделить ее информационное направление. Средства массовой информации, Интернет, реклама являются серьезным фактором воздействия на общественное сознание. Освещение проблемы наркотиков в современных российских СМИ зачастую не адекватно реальной наркоситуации, характеризующейся распространением наркомании среди широких слоев населения, и в первую очередь среди тех, кто обладает самым слабым самоконтролем и самой неустойчивой системой ценностей, то есть подростков и молодежи. Информационное направление включает мероприятия, информационно обеспечивающие эту деятельность, и мероприятия непосредственно информационной профилактики.

К информационно обеспечивающим мероприятиям относятся:

- проведение научных комплексных (социологических, психологических, педагогических и междисциплинарных) исследований проблем наркотизма, наркомании, токсикомании, незаконного оборота наркотиков с целью выработки практических рекомендаций по осуществлению противодействия этим явлениям;

- научное обеспечение профилактики наркомании и токсикомании с проведением медицинских исследований в области их диагностики и лечения;

- организация и проведение мониторинга распространения потребления наркотических средств и психотропных веществ среди населения и выявление групп риска. Практически такая работа возможна лишь при наличии нормативных актов, регламентирующих организацию, основания, порядок выявления, освидетельствования и учета различных категорий лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;

- создание и техническая поддержка информационно-аналитической справочной базы данных по проблемам наркозависимости.

Непосредственно профилактические информационные мероприятия базируются на:

- привлечении средств массовой информации к пропаганде деятельности по профилактике незаконного оборота наркотиков, наркотизма, включая организацию и проведение телевизионных передач, посвященных проблемам профилактики наркозависимости (не только молодежи);

- подготовке и издании методических пособий для специалистов, участвующих в профилактике наркозависимости;

- организации и проведении специализированных культурно-массовых мероприятий.

Важнейшими направлениями государственной политики в области борьбы с наркотиками на современном этапе должны стать усиление информационно-просветительской формы профилактической работы, ведение регулярной антинаркотической пропаганды с определением ее конкретных механизмов и ресурсов.

Распространение наркотизма и наркомании провоцирует государство на реализацию традиционных запретительно-репрессивных методов формального контроля. Однако радикально изменить наркоситуацию к лучшему таким путем не удается. Антинаркотическая работа, как правило, замыкается на правоохранительные структуры и медицинские учреждения, что неизбежно снижает роль программ общесоциальной профилактики. Анализ нормативных источников, работ зарубежных и отечественных социологов показывает, что существуют три основные стратегии социального контроля в отношении к практике борьбы с наркотизмом: репрессивная («война с наркотиками» – «War on Drugs»), либеральная («уменьшение вреда» – «Harm Reduction»), рестриктивная (ограничительная).

Репрессивная стратегия рассматривает наркопотребителя в качестве асоциального типа, ответственного за свое незавидное положение. Основным рецептом «исправления» является уголовное наказание, изоляция и принудительное лечение. Особых различий между наркоманом и наркопотребителем не делается. Наркотизм в рамках этой модели в целом представляется как устранимое явление, стоит только раскрутить маховик репрессий. Этот путь наиболее характерен для стран с тоталитарными политическими режимами в настоящем и прошлом.

В рамках либеральной модели наркоман – больной человек, ставший жертвой личной предрасположенности или внешних обстоятельств. Наркотический опыт индивида продиктован его свободным и добровольным выбором.

Наркотизм неустраним

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Материальная ответственность работника, причинившего вред имуществу работодателя
    Основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную нео ...

    Наследование по завещанию
    "В современных условиях имущество, которое может принадлежать гражданину на праве собственности, ни ограничено, ни по составу, ни по количеству, ни по стоимости. В частной собственности ...

    Принцип разделения властей
    Принцип разделения властей представляет собой основополагающее начало в механизме государственной власти Российской Федерации и представляет собой систему конституционно-правовых норм, регл ...