Роль Конституции 1993 года в развитии
республиканской формы правленияМатериалы / Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования / Роль Конституции 1993 года в развитии
республиканской формы правленияСтраница 9
Органы государственной власти Российской федерации формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами.
Таким образом, выборы дают высшую легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации.
Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда - исключительное значение выборов на всех уровнях.
Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.
Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.
Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа,- указывается в Конституции РФ (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы».
Особенностью российского избирательного права является то, что в Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права - всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.
Только в самой общей форме активное и пассивное избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Между тем, общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются в конституционных гарантиях.
Легитимность выборов требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Россия не имеет значительного опыта проведения избирательных компаний и необходимого доверия населения к органам, организующим выборы.
Важным республиканским институтом является референдум.
В мировой практике референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие с теми или иными действиями органов государственной власти.
Референдумы применяются для достижения высшей легитимности решений в некоторых важнейших случаях. Другой распространенный повод проведения референдума - желание государственной власти получить одобрение какого-либо акта, когда она не решается брать на себя ответственность.
Референдум есть форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.
Смотрите также
Государственные границы
Темой
настоящей работы является «Государственные границы». Данная тема довольно
интересная, а содержание ее актуальности лежит на поверхности. В современном
мире, где существует множество г ...
Наставничество в Красносельской управе
Актуальность выбранной для
исследования проблемы обуславливается несколькими обстоятельствами.
Во-первых, во всех сферах
деятельности на современном этапе в условиях становления постиндус ...
Право собственности в Российской Федерации
Институт права собственности,
имеющий комплексный, межотраслевой характер, объединяющий нормы различных
отраслей права неизменно привлекал и продолжает привлекать внимание
исследователей.
...