Понятие и виды имущественных прав физ и юр лиц
Материалы / Регулирование и охрана гражданских прав / Понятие и виды имущественных прав физ и юр лиц

Субъектами права частной собственности являются физические и юридические лица.

Физические и юридические лица могут быть собстве ками любого имущества, за исключением отдельных видов имущества, которые согласно закону не могут им принадлежать

Состав, количество и стоимость имущества, которое жет быть в собственности физических и юридических лиц, являются ограниченными.

Законом может быть установлено ограничение размера мельного участка, который может находиться в собственн физического и юридического лица.

При этом физическое лицо (даже физическое лицо-предприниматель) является собственником имущества, которое принадлежит ему на праве собственности, и отвечает им по своим обязательствам. Если же физическое или юридическое лицо передает принадлежащее ему имущество в качестве вклада или доли в хозяйственное общество или производственный кооператив (членом последнего должно быть физическое лицо согласно ст. 163 ГК), такое новообразованное юридическое лицо становится собственником такого имущества, равно как и приобретенного по другим основаниям. А имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и будет подлежать закреплению за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 73 ХК).

Упоминаются две разновидности ограничений права частной собственности: а) в зависимости от вида имущества; б) в зависимости от состава, количества и стоимости имущества, которое может находиться на праве частной собственности. В частности, в ч.2 устанавливается общее правило, что субъекты права частной собственности могут быть собственниками любого имущества, за исключением отдельных видов имущества, которые в соответствии с законом не могут им принадлежать. На нынешний момент ограничения относительно перечня видов имущества, которое может принадлежать на праве частной собственности физическому или юридическому лицу, содержатся в Постановлении Верховной Рады Украины «О праве собственности на отдельные виды имущества» от 17 июня 1992 г.; законодательством о приватизации устанавливается перечень объектов, которые не подлежат приватизации.

В качестве общего правила в ч.З комментируемой статьи провозглашается, что состав, количество и стоимость имущества не являются ограниченными. Но это не означает, что его количество вообще ничем не ограничено.

Выделение и определение права собственности украинского народа, права частной собственности, права государственной и права коммунальной собственности не предоставляют правовых оснований утверждать о существовании разных форм собственности, а также это не дает повод доказывать верность тезиса о «равенстве и многообразии форм собственности». Таким образом, экономические формы присвоения называют формами собственности, которые являются экономическими, а не юридическими категориями. Поэтому в качестве субъекта права собственности не могут выступать трудовые коллективы, разнообразные общины (кроме территориальной общины) и подобные образования, которые не имеют своего обособленного имущества. Если же обособление происходит, то создается новый самостоятельный собственник (юридическое лицо), который становится индивидуальным, а не коллективным субъектом, поскольку его основатели (участники) теряют, по общему правилу, право собственности на переданное ему имущество.

    Смотрите также

    Административное правонарушение в Республике Беларусь
    Тема данной курсовой работы «Административные правонарушения посягающие на общественный порядок» является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы заключается в том, что администрат ...

    Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования
    Актуальность темы исследования. Ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляет положение «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с респ ...

    Принцип разделения властей
    Принцип разделения властей представляет собой основополагающее начало в механизме государственной власти Российской Федерации и представляет собой систему конституционно-правовых норм, регл ...