Решения Конституционного суда в системе местного самоуправленияМатериалы / Правовые позиции конституционного суда России по вопросам организации государственной власти и местного самоуправления / Решения Конституционного суда в системе местного самоуправленияСтраница 2
В них, в частности, констатируется, что возможности муниципальных образований по комплексному социально-экономическому развитию, помимо последствий кризиса, усугубляются нерешенностью системных проблем местного самоуправления в Российской Федерации.
Основными из них, по мнению Министерства регионального развития РФ, являются:
1. Медленные темпы работ по подготовке документов территориального планирования. По состоянию на 1 января 2009 г. количество утвержденных документов территориального планирования муниципальных образований составляет всего 3237 из 24 170.
Ситуация обусловлена: задержкой принятия стратегических документов на уровне субъектов Российской Федерации, процесса описания и утверждения границ муниципальных образований; отсутствием откорректированной топографической основы; недофинансированием разработки градостроительной документации со стороны муниципальных образований.
2. Низкое качество разработки генеральных планов и схем, а тем более их отсутствие уже стали препятствием для развития жилищного строительства.
3. Недостаток у муниципальных образований реальных рычагов воздействия на развитие социально-экономической ситуации на своей территории.
4. Низкий уровень собственных финансовых ресурсов органов местного самоуправления для реализации полномочий. Недостаточность налоговой базы. Межбюджетные трансферты занимают сегодня 31,7% в общем объеме доходов местных бюджетов, налоговые поступления (от долей федеральных, региональных налогов и от местных налогов) - 54,6%, неналоговые доходы и поступления от предпринимательской деятельности - 13,7%. То есть зависимость местных бюджетов от вышестоящих бюджетов остается высокой.
5. Невысокий уровень поступлений местных налогов обусловлен: незавершенностью процесса передачи имущества в связи с разграничением полномочий по причине некачественной подготовки и оформления перечней имущества, подлежащего передаче, отсутствия на него правоустанавливающих документов, а также несовершенства правоприменительной практики в указанной сфере; решениями на федеральном уровне по предоставлению льгот по уплате земельного налога; уплатой налога на доходы физических лиц не по месту проживания налогоплательщика, а по месту работы.
6. На федеральном уровне остается неразрешенной проблема компенсации затрат органам местного самоуправления при осуществлении ими полномочий федеральных органов государственной власти.
Кроме перечисленных, актуальными являются следующие проблемы:
- необеспеченность муниципальных образований квалифицированными кадрами, особенно в сельских поселениях;
- недостаточное внедрение современных методов государственного и муниципального управления;
- отсутствие единого государственного муниципального мониторинга, качественной муниципальной статистики;
- низкая эффективность деятельности контрольных органов муниципальных образований за расходованием средств местных бюджетов, использованием муниципального имущества (на момент издания материалов контрольные органы функционировали только в 32% муниципальных образований).
Таким образом, помимо недостаточности (неполноты) правового обеспечения на федеральном, региональном и местном уровне системы местного самоуправления и дефектности практики правоприменения, отмечается и неполнота и дефектность законодательных основ местного самоуправления (пп. 3 и 4). Подобные дефекты и пробелы законодательного регулирования системы местного самоуправления отмечались и в итоговых рекомендациях Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы РФ от 3 июля 2008 г. и от 24 марта 2009 г. Именно недостаточность у муниципальных образований правовых инструментов для устойчивого, комплексного развития и низкий уровень собственных финансовых ресурсов муниципальных образований являются основными системными дефектами законодательной основы современного российского муниципализма.
Кроме того, своевременное обращение за помощью в Конституционные суды РФ помогло бы мобильному решению существующих проблем.
В заключении, хотелось бы коснуться одной из проблем, появившейся после нововведений от 3 ноября 2010 г., когда Президент Российской Федерации подписал Федеральный конституционный закон о внесении изменений в Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ.
Поистине революционные новеллы Закона от 3 ноября 2010 г. коснулись структуры Конституционного Суда Российской Федерации. Было две палаты. Они ликвидированы. Теперь все вопросы компетенции Конституционного Суда положено рассматривать в его заседаниях.
Смотрите также
Адвокатская деятельность в третейских судах
Адвокатская деятельность – квалифицированная юридическая
помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус
адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их ...
Система организационно-инспекторских аппаратов МВД
Экономические и
социально-политические реформы затронули практически все стороны
жизнедеятельности общества. Развитие рыночных отношений повлекло за собой не
только позитивные сдвиги, но и ...
Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений
В своей работе я хочу
рассмотреть такую тему как "Основания
возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений".
Сторонами
трудовых отношений являются работник и ра ...