Понятие, состав, порядок формирования Правительства Республики Беларусь
Материалы / Исследование принципа разделения властей / Понятие, состав, порядок формирования Правительства Республики Беларусь
Страница 3

Конституция не устанавливает каких-либо специальных цензов для избрания на должность Премьер-министра. Нет требований о необходимости быть депутатом и др. Важно, чтобы кандидат был гражданином Республики Беларусь.

Формирование в целом Правительства осуществляется Главой государства, который в принципе самостоятелен в своем выборе. На практике Премьер-министр вносит на рассмотрение Президенту соответствующие кандидатуры. В соответствии со ст. 19 Закона “О Совете Министров Республики Беларусь ” заместители Премьер-министра, министры и другие члены Правительства, а также председатели государственных комитетов, не входящие в состав Правительства, руководители других республиканских органов государственного управления назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь. Заместители министров и председатели государственных комитетов назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В законодательстве Республики Беларусь специально не предусматривается необходимость получения со стороны Парламента вотума доверия составу Правительства или его программе для того, чтобы приступить к исполнению обязанностей. Наоборот, действующая Конституция предоставляет Правительству больше гарантий для его спокойной и целенаправленной работы, хотя и допускает возможность влияния Парламента на курс Правительства. Так, согласно п. 3 части седьмой ст. 106 Конституции Премьер-министр обязан в двухмесячный срок после назначения представить Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения также в течение двух месяцев представить повторную программу деятельности Правительства. Согласно п. 5 части первой ст. 97 Конституции Палата представителей заслушивает Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет ее; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству. Безусловно, что при одобрении программы Парламент фактически выражает доверие Правительству и его курсу.

Депутаты Палаты представителей вправе задавать вопросы Премьер-министру, высказывать свои мнения о представленной программе деятельности Правительства, агитировать “за” или “против” нее. Решение по этому вопросу оформляется постановлением Палаты представителей, принимаемым большинством голосов от полного состава Палаты представителей. Если решение об одобрении программы деятельности Правительства не принято, программа считается отклоненной.

В случае отклонения программы деятельности Правительства Палата представителей определяет в постановлении срок для заслушивания повторной программы деятельности Правительства, но не позднее двух месяцев со дня отклонения программы.

В Конституции предусмотрено, что если программа деятельности Правительства все же была одобрена, то вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после ее одобрения (п. 7 ст. 97). В данном случае речь идет об определенной зависимости Правительства от Парламента и даже ответственности Правительства (но в течение определенного периода деятельности).

Что же касается Главы государства, то, исходя из его конституционных правомочий, он может привлекать к ответственности (включая и освобождение от должности) членов Правительства и до окончания вышеназванного срока.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Адвокатура Российской Федерации
    Современное Российское государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость. ...

    Криминологическая характеристика преступления
    Преступность как не ординарное явление всегда интересовала не только специалистов, но и многих других людей. Человечество живет в страхе перед преступностью и столько, сколько оно существует ...

    Виды юридических лиц
    В сложном современном мире рыночных отношений не просто разобраться в разнообразии видов юридических лиц не только рядовому гражданину, но и специалисту. В результате эволюции жизнь совре ...