Законодательная деятельность Парламента Республики Беларусь
Материалы / Исследование принципа разделения властей / Законодательная деятельность Парламента Республики Беларусь
Страница 9

Во-первых, реальному повышению роли Национального собрания в законодательном процессе способствовало бы и расширение круга субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. В частности, было бы целесообразно наделить таким правом постоянные комиссии Палаты представителей.

Отсутствие у них этого права весьма негативно сказывается на деятельности Парламента. Согласно части четвертой статьи 96 Конституции постоянные комиссии как раз и создаются для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению соответствующей палаты. Именно постоянным комиссиям в соответствии с Регламентом Палаты представителей поручается дорабатывать законопроекты после принятия их палатой в первом чтении и вносить их на рассмотрение во втором чтении. В настоящее время при необходимости инициирования постоянной комиссией какого-либо вопроса для рассмотрения его Палатой представителей формально данный вопрос вынуждены вносить отдельные депутаты как бы от себя лично. В связи с этим наделение постоянных комиссий Палаты представителей правом законодательной инициативы было бы вполне естественным и позитивно сказалось бы на эффективности работы Парламента.

Во-вторых, для сбалансирования полномочий Президента необходимо перейти к парламентскому принципу формирования правительства. Существует несколько путей:

- закрепление процедуры назначения и освобождения от должности ряда ключевых министров (Министра иностранных дел, Министра экономики, обороны) только с согласия Парламента;

- по примеру Германии, где в случае, если предложенная Президентом кандидатура Премьер-министра (Канцлера) не получает большинства голосов, то нижняя палата Парламента сама может выдвинуть кандидатуру Премьер-министра;

- схему, по которой, Президент назначает Премьер-министра с согласия Палаты представителей, можно выстроить наоборот: право выбора кандидата на должность Председателя Правительства можно закрепить за нижней палатой. При этом меняется источник формирования исполнительной власти. Она будет формироваться представительным органом, отражающим расклад политических сил в стране, и Президенту будет очень трудно не учитывать это при решении диллемы, согласиться либо нет с кандидатурой, предложенной Палатой представителей.

В-третьих, Весьма позитивным было бы наделение Национального собрания правом самостоятельного назначения республиканского референдума при сохранении такого права у Президента.

Безусловно, расширение полномочий Национального собрания Республики Беларусь — очень сложная, многогранная, но вместе с тем и актуальная проблема. Для ее оптимального решения необходимо тщательное изучение всех аспектов парламентской деятельности, привлечение к ее обсуждению возможно более широкого круга политиков, правоведов и представителей общественности. Успешное решение данной проблемы явится еще одним шагом на пути формирования правового государства в нашей стране, дальнейшей демократизации белорусского общества.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

    Смотрите также

    О занятости населения в Российской Федерации
    От 19 апреля 1991 г. № 1032-1 О занятости населения в Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2009 в ред.фз от 31.12.2005 №199-ФЗ;от 18.10.2007 №230-ФЗ; от 25.12.2008 №287-ФЗ) Настоящ ...

    Государственная власть: понятие, признаки, структура
    Словосочетание « государственная власть» употребляется очень широко и в обыденной речи, и в научной литературе. К попыткам вскрыть содержание этого термина, обнаружится также немало различий ...

    Прекращение договора социального найма жилого помещения
    Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важных социально-экономически ...