Особо охраняемые природные территории
Материалы / Основы экологического права / Особо охраняемые природные территории
Страница 3

Смешанный режим наблюдается в практике организации национальных природных парков, где создаются зоны заповедного режима, работающие по принципам абсолютного запрета на вмешательство в природные процессы, зоны пассивного и активного отдыха, где используется режим природного заказника, сочетающий в себе методы запретов и разрешений на ограниченный круг деятельности в области природопользования.

В России первый национальный парк РФ ("Сочинский") был образован в 1983 г.

На национальные природные парки возлагаются следующие задачи:

сохранение памятников истории, культуры и других объектов культурного наследия;

создание условий для регулируемого экологического туризма и отдыха в природных условиях;

организация экологического просвещения населения;

разработка и внедрение научных методов охраны природного и культурного наследия.

На территории национальных природных парков запрещается всякая деятельность, угрожающая существованию природных и историко-культурных комплексов и объектов, в том числе:

строительство новых, эксплуатация существующих предприятий и объектов, а также другие виды деятельности, не связанные с деятельностью парка, нарушающие целостность его природных комплексов или влекущие за собой истощение природных ресурсов, снижение эстетической ценности территории, геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых;

действия, изменяющие гидрологический режим;

строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, не связанных с функционированием национальных природных парков;

организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий;

интродукция растений и животных, чуждых местной флоре и фауне;

рубки главного пользования и заготовка живицы (ст. 63 Закона 1991 г.).

Национальные природные парки являются юридическими лицами, состоят на государственном бюджете, находятся на самостоятельном балансе, имеют счета, в том числе валютные, в учреждениях банков РФ и печати с изображением государственного герба РФ и со своим наименованием. Они освобождаются от платы за землю и другие природные ресурсы.

На территории национальных природных парков устанавливается дифференцированный режим охраны и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей.

В национальных природных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, могут быть выделены зоны традиционного экстенсивного природопользования, не разрушающего окружающую природную среду и биологические ресурсы.

Образуются национальные парки в том же порядке, что и государственные природные заповедники.

Памятники природы представляют собой уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы. Они могут быть федерального и регионального значения и учреждаются решениями Правительства России и исполнительными органами субъектов РФ.

Территории памятников природы в соответствии с законом могут изыматься у собственников, владельцев и пользователей соответствующих земельных участков (ст. 26). На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, которая влечет или может влечь нарушение сохранности памятников природы. На собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых находятся памятники природы, законом возложена обязанность по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В отличие от Закона "Об охране окружающей природной среды" 1991 г. Закон 2002 г. указывает на режим особой охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов (ст. 60), редких и находящихся под угрозой исчезновения почв (ст. 62) и зеленого фонда городских и сельских поселений (ст. 61). Впервые Закон определил правовой статус Красных книг РФ и субъектов РФ и Красных книг почв РФ и ее субъектов.

Экологический контроль в России проводится в форме государственного, муниципального, производственного и общественного контроля.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Правоотношения между супругами. Расторжение брака
    Семейные отношения в международном частном праве составляют очень сложный аспект общественных правоотношений. Такая сложность объясняется, как правило, взаимоисключающими различиями правовых ...

    Психология судебного процесса
    Стадийность является существенной особенностью психологической структуры судебной деятельности. Судебная деятельность развивается в определенной, строго регламентируемой процессуальным зако ...

    Адвокатура Российской Федерации
    Современное Российское государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость. ...