Исторические аспекты развития института опеки и попечительства
Материалы / Особенности правового регулирования органов опеки и попечительства в городе Курске / Исторические аспекты развития института опеки и попечительства
Страница 7

Подопечный ребенок имеет также право собственности на жилое помещение или пользования жилым помещением. В соответствии с ФЗ от 11 августа 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизируемые жилые помещения передаются в общую собственность не только совершеннолетних, но и несовершеннолетних членов семьи в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно дети этого возраста, передаются им в собственность по заявлению их попечителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Для совершения сделок в отношении приватизированных помещений, в которых проживают несовершеннолетние (в том числе подопечные), независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющими право пользования данным жилым помещением, требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Это правило распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, но на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются опекунами (попечителями) на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего в местном отделении банка; на получение жилого помещения при отсутствии такового (в соответствии с правилами жилищного законодательства).

Воспитанник детского учреждения как самостоятельный субъект лишь ему принадлежащих прав — серьезная новелла действующего семейного законодательства, важная правовая предпосылка защиты интересов детей, потерявших родную семью и не имеющих возможности попасть в семью приемную. Перечень их прав, по существу, совпадает с содержанием соответствующих статей СК, где перечисляются права, принадлежащие любому несовершеннолетнему, которого воспитывают в собственной семье родители, а при их отсутствии — усыновители, опекуны (попечители), приемные родители. Для таких детей особый смысл приобретает право на уважение их человеческого достоинства, которое им приходится отстаивать чаще всего самим. Вместе с тем для воспитанника детского учреждения, когда он начинает самостоятельную жизнь, важно иметь материальную поддержку, гарантии защиты жилищных прав, льготы при трудоустройстве.

Федеральный Закон № 159 от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает ряд дополнительных гарантий улучшения материального положения оставшихся без родителей выпускников детских учреждений, обучающихся во всех типах образовательных государственных и муниципальных учреждений, которые имеют право на бесплатное обучение, повышенную стипендию и проч. Кроме того, в ст. 8 этого Закона специально предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право на закрепленное за ними жилое помещение они сохраняют на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социальной защиты. А если у них такого жилья нет, то в течение трех месяцев им предоставляют жилье, равноценное тому, которое они (или их родители) имели. А в ст. 9 говорится о дополнительных гарантиях данной категории воспитанников при реализации их права на труд. Здесь и налоговые льготы предприятиям, учреждениям, организациям, создающим для них специальные рабочие места, и соответствующие обязанности органов службы занятости, и ответственность за нарушение данного Закона.

Таков примерный перечень дополнительных гарантий по социальной защите воспитанников детских учреждений, оказавшихся без семьи и родительской заботы.

Еще одна примечательная особенность опеки над несовершеннолетними - надзор (контроль) со стороны органов опеки и попечительства за деятельностью опекуна (п. 3 ст. 34 ГК), который осуществляется по месту жительства подопечного и позволяет составить представление об условиях его жизни в семье, о степени добросовестности лица, заменяющего родителей. Такой надзор носит систематический характер: не реже двух раз в год информация о подопечном должна поступать в органы опеки и попечительства в виде акта обследования. Этот акт составляется либо инспектором по охране прав органов местного самоуправления, либо по его поручению и хранится в личном деле несовершеннолетнего. Результаты обследования позволяют не только увидеть, как выполняются опекунские обязанности, но и обнаружить уязвимые места данной опеки, устранить возникающие трудности в воспитании или содержании подопечного ребенка.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

    Смотрите также

    Полномочия Президента РФ
    Закрепление и реализация принципа разделения власти легли в основу конституционного развития многих государств мира, провозгласивших демократические ценности и взявших путь на управление ст ...

    Пути совершенствования обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления
    Нормотворчество в муниципальных образованиях, как процесс по знания и оценки правовых потребностей местных сообществ, формирования и принятия правовых актов (актов местного самоуправления) ...

    Политический режим и его виды
    Тема данной работы «Политический (государственный) режим и его виды». Тема была выбрана не случайно – вопрос выбора способа организации взаимоотношений общества и государства, методов и спос ...