Институт политического убежища: понятие, сущность
Страница 2

Уголовное законодательство - совокупность правовых норм, устанавливающих принципы, основания и пределы уголовной ответственности и определяющих деяния, признаваемые преступлениями, а также виды и меры наказания за их совершение.

Значение уголовного закона в жизни общества велико, во-первых, он выступает как фундаментальная база для осуществления правосудия по уголовным делам, во-вторых, как основа для проведения политики государства в сфере борьбы с преступностью, в третьих, осуществляет функции по предупреждению и пресечению совершения новых преступлений. Для эффективного действия уголовной юрисдикции необходимо определить пространственные и временные рамки действия уголовного закона. Цель курсовой работы заключалась в раскрытии теоретических положений действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц. В работе были рассмотрены такие принципы как территориальный, принцип гражданства, принцип специального режима, принцип дипломатического иммунитета, универсальный и реальный принципы. Каждый из них обладает определенной спецификой действия, а в совокупности, они позволяют определить какой закон следует применить, что решает многие правоприменительные вопросы.

Анализируя проведенные исследования в первой главе можно сделать вывод, что принцип территориального действия уголовной юрисдикции Российской Федерации является основополагающим, который дополняют или вводят исключения иные принципы действия уголовной юрисдикции России, его сущность заключается в отражении суверенитета государства на уголовное преследование любых лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации. Принцип дипломатического иммунитета является исключением из территориального принципа действия уголовного закона Российской Федерации для некоторых иностранных граждан, совершивших преступление на территории России. Принцип дипломатической неприкосновенности не означает безнаказанности или свободы совершать преступления. Лица, пользующиеся данным иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания, и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего правительства, в стране пребывания, также хотелось бы подчеркнуть, что принцип гражданства, в сочетании с покровительственным принципом является третьим принципом определяющим действие уголовного закона в пространстве. В процессе его реализации находит отражение обязанность и право Российской Федерации на распространение уголовной юрисдикции на граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России. Принцип универсальной юрисдикции позволяет осуществляться наступлении уголовной ответственности за преступления, преступность которых определена в международном уголовном праве, так как многие из этих преступлений считаются посягающими на мировой правопорядок независимо от места их совершения и любое государство может установить свою национальную уголовную юрисдикцию в отношении таких лиц. Данный принцип позволяет государствам находить компромиссы и осуществлять взятые на себя обязательства по обеспечению международного правопорядка, а реальный принцип действия уголовного закона Российской Федерации предусматривает защиту интересов государства и его граждан от посягательств, исходящих со стороны граждан иностранных государств, а также лиц без гражданства, установив, что такие лица могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с уголовной юрисдикцией России.

Таким образом, можно сделать вывод, что принципы действия уголовного закона в пространстве охватывает большое количество значимых условий, тесно взаимодействует с нормами международного права и нормами национально-правовых систем других государств, в чем находит свое подтверждение издавна известное мнение, что право — это искусство, искусство добра и справедливости.

Во второй главе были рассмотрены институт экстрадиции и институт политического убежища. Экстрадиция или выдача лиц — институт уголовного права, в соответствии с которым иностранный гражданин или лицо без гражданства, находящееся на территории Российской Федерации передаётся другому государству, на территории которого это лицо совершило преступление, для применения к нему мер уголовной ответственности или отбывания наказания. В отношении экстрадиции действует принцип «выдать или наказать», в то же время Российская Федерация сохраняет за собой суверенное право наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне её пределов, по своим уголовным законам и тем самым защищать их от возможного несправедливого привлечения к ответственности государствами, на территории которых было совершено преступление. С институтом экстрадиции тесно взаимосвязан институт политического убежища, сущность которого заключается в том, что лицо, которому было предоставлено политическое убежище, не может быть выдано иностранному государству.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    О занятости населения в Российской Федерации
    От 19 апреля 1991 г. № 1032-1 О занятости населения в Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2009 в ред.фз от 31.12.2005 №199-ФЗ;от 18.10.2007 №230-ФЗ; от 25.12.2008 №287-ФЗ) Настоящ ...

    Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования
    Актуальность темы исследования. Ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляет положение «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с респ ...

    Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
    В соответствии со ст. 46 УПК подозреваемым признается лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (ст. 146 и ст. 147 УПК); либо которое задержано по подозрению в совершении преступ ...