Институт политического убежища: понятие, сущность
Страница 1

С институтом экстрадиции тесно взаимосвязан институт политического убежища. Данный правовой феномен оценивается «как результат эволюционного развития международной защиты прав человека, международного уголовного права, внутригосударственного уголовного права».

Согласно положениям ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем».

Международно-правовой институт убежища отражен и в российском законодательстве. В ст. 61 Конституции РФ указано, что «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». Комментируя указанную статью Конституции РФ Бархатов Е.Ю. пишет, что «предоставление государством убежища иностранцу или лицу без гражданства означает, что такой человек может въехать в это государство, жить в нем и не будет выдан другому государству как преступник. Определение условий, которые необходимы, чтобы получить политическое убежище, - суверенное право государства, предоставляющего убежище». Также нужно учитывать, что политическое убежище не предоставляется лицу, в случае его преследования не по политическим мотивам, а в связи с совершением данным лицом уголовно наказуемого деяния, например, убийство, терроризм, хищение и другие.

Согласно ст. 89 Конституции РФ право предоставить или отказать в предоставлении политического убежища относится к компетенции Президента Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 г. было утверждено Положение о порядке предоставления в Российской Федерации политического убежища. В соответствие со ст. 2 данного Положения «политическое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования и реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным международным сообществом, нормами международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направленно непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища». Лица, получившие политическое убежище, выдаче другому государству не подлежат, данное правило поддерживается большинством участников международных отношений. Так, например, «Генеральная прокуратура неоднократно обращалась к властям Великобритании с запросом о выдаче Бориса Березовского, однако каждый раз получали отказ. Английские суды мотивируют свое решение тем, что лица, получившие в Великобритании политическое убежище, не могут быть выданы России».

В УК РФ закрепление данного института не нашло отражения. Спиридонов А. считает, что таким образом возник пробел в уголовном законодательстве и подчеркивает необходимость внесения дополнения в ст. 13 УК РФ, а именно дополнить указанную статью частью 3: «иностранные граждане и лица без гражданства, получившие в установленном законом порядке политическое убежище в Российской Федерации, не подлежат выдаче иностранному государству». На наш взгляд, в данном дополнении отсутствует необходимость, так как закрепление данного принципа в Основном законе Российской Федерации уже выступает высшей гарантией его соблюдения и не нарушения права, указанных лиц.

Таким образом, сущность политического убежища при рассмотрении данного института во взаимосвязи с принципами действия уголовной юрисдикции Российской Федерации заключается в том, что лицо, которому было предоставлено политическое убежище, не может быть выдано иностранному государству. Таким образом, сущность политического убежища при рассмотрении данного института во взаимосвязи с принципами действия уголовной юрисдикции Российской Федерации заключается в том, что лицо, которому было предоставлено политическое убежище, не может быть выдано иностранному государству.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Развитие института суда присяжных в России
    Актуальность темы работы обусловлена тем, что на протяжении своей истории российский суд присяжных не оставался статичным, а органично развивался в соответствии с изменениями, происходящими ...

    Современная российская правовая система
    Произошедшие в начале предыдущего десятилетии изменения социально-политического устройства Российской Федерации потребовали создания новых правовых средств социального регулирования системы ...

    Доверенность как правовой инструмент
    Расширение прав и свобод граждан, в том числе в сфере предпринимательства, способствовали активизации нормотворческого процесса, ставшего характерной приметой сегодняшнего дня. Значительно ...