История развития работы с обращениями граждан в органах государственной власти и местного самоуправления
Материалы / Практика работы с обращениями граждан в администрации Калининского района города Челябинска / История развития работы с обращениями граждан в органах государственной власти и местного самоуправления
Страница 2

Указом от 21 марта 1890г. На базе Комиссии прошений была создана «Канцелярия его императорского величества по принятию прошений на высочайшее имя приносимых». Этим же Указом устанавливался порядок работы Канцелярии.

Манифестом 1895 года были внесены незначительные изменения в порядок рассмотрения прошений, определен перечень прошений, подлежащих и не подлежащих рассмотрению, заявители освобождались от гербового сбора, вводилось обязательное уведомление заявителя об окончательном рассмотрении жалобы или передаче ее в другую инстанцию. Одновременно было создано Особое присутствие для предварительного рассмотрения жалоб на решения департаментов Сената. Оно было подчинено Канцелярии. Не рассматривая дела по существу, Особое присутствие готовило заключения об их отклонении или внесении на рассмотрение общего собрания Сената.

Следует отметить, что до 1905 года прошения подавались строго по сословному признаку. В соответствии с Указом императора Николая II от 18 февраля 1905 года право подачи прошений было предоставлено всем гражданам России без исключения. Но нормы этого Указа не были включены в текст основных государственных законов и не стали конституционными.

Второй этап развития института права граждан на обращение в России связан с тем, что на смену монархической форме правления выходит другая форма государственного правления – республика.

В советский период проблема жалоб и заявлений граждан занимала существенное место в деятельности органов государственного управления и партийных комитетов. Как отмечает Е.И. Лыскова, в первые годы советской власти отсутствовали специальные нормативные акты, регламентирующие работу с жалобами и заявлениями граждан. Первым актом, относящимся к институту обращений, было Постановление VI Всероссийского съезда Советов от 08.11.1918 «О точном соблюдении законов». Этим Постановлением устанавливалась обязанность всех должностных лиц и учреждений Советского государства принимать обращения от «любого гражданина Республики, желающего обжаловать их действия, волокиту или чинимые в его законных притязаниях затруднения».

В 1958 г. сложившееся положение было подвергнуто серьезной критике в Постановлении ЦК КПСС «О серьезных недостатках в рассмотрении писем, жалоб и заявлений трудящихся». Однако о системном регулировании в данной сфере стало возможно говорить начиная с Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», который по своему содержанию оказался столь удачным, что с незначительными изменениями оставался в действии вплоть до конца 2006 г.

Теперь необходимо несколько слов сказать о форме данного акта. Весь период своего действия данный Указ не менял своей формы и не был утвержден законом СССР, как это было принято. Сейчас сложно объяснить, почему так произошло, но по своей правовой сущности он относился к так называемым «законодательным», то есть de facto имевшим силу закона.

Содержание данного акта было довольно жестким, и в нем было сформулировано несколько важных положений, благодаря которым, быть может, ему и уготована столь длительная жизнь. Первым правилом являлось то, что письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать, помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращения, не содержащие этих сведений, признавались анонимными и рассмотрению не подлежали. Второе правило заключалось в том, что жалобы должны были подаваться в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены государственный или общественный орган, организация или должностное лицо, действия, которые обжаловались. Третье правило заключалось в том, что запрещалось направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются. Четвертое правило заключалось в том, что государственные органы, организации и должностные лица, к ведению которых не относилось решение вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях, жалобах, должны были направлять их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей. Пятое правило предоставляло гражданину правомочие в случае несогласия с решением, принятым по его предложению, заявлению или жалобе, на его обжалование в государственный орган или организацию, которым непосредственно подчинены орган или организация, принявшие обжалуемое решение. Наконец, шестое правило устанавливало общие сроки, в течение которых обращение подлежало рассмотрению - один месяц (для военнослужащих - 15 дней). При необходимости проведения специальной проверки по указанному в заявлении факту срок мог быть продлен соответственно до двух месяцев либо месяца.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Основные гарантии деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
    Гарантии деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь представляют собой условия для работы в Парламенте данным должностны ...

    Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства
    Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года развитие институтов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) определяется как одно из с ...

    Правовое регулирование и осуществление контрольно-счетной деятельности
    Процесс регулирования и развития, а также состояние современной правовой базы контрольно - счетной деятельности до сих пор не отвечают потребностям экономического развития страны и ее регио ...