История развития работы с обращениями граждан в органах государственной власти и местного самоуправления
Материалы / Практика работы с обращениями граждан в администрации Калининского района города Челябинска / История развития работы с обращениями граждан в органах государственной власти и местного самоуправления
Страница 1

Становление института права граждан на обращение имеет в России свою историю. На первом этапе, в допетровский период, формировалось само право на обращение, определились субъекты обращений, порядок работы с челобитными во властных структурах, меры ответственности должностных лиц и жалобщиков.

Судебник 1497 года предоставил право, говоря современным языком, обращаться с челобитными вплоть до самого государя. В Судебнике 1550 года регламентация по данному вопросу была уточнена и конкретизирована.

Важным правовым актом, касающимся рассматриваемого института, было Соборное уложение 1649 года. В соответствии со статьей 20 главы II жалобщикам было запрещено обращаться с челобитной непосредственно к царю. Устанавливалась субординация подачи челобитных. Приказ как орган управления стал обязательной инстанцией, предшествующей обращению к суду самого государя. Только в случае отказа в приеме челобитной или не решения принятого дела жалобщик мог обратиться непосредственно к монарху. Таким образом, уже в то время челобитные были важным каналом обратной связи от тех или иных слоев населения к органам власти и должностным лицам.

Создав Сенат и коллегии, Петр I смог освободиться от наплыва челобитных и челобитчиков и ввел должность рекетмейстера. Как сказано в Указе из Сената от 23 февраля 1722г. «О генерале рекетмейстере», челобитчики «везде докучают и прошения свои приносят его величеству самому, не дая негде покою».

В обязанность рекетмейстера входили прием жалоб на коллегии и канцелярии, рассмотрение этих жалоб и доклад Правительствующему Сенату. Работа с челобитными была конкретизирована в Именном Указе Петра I от 27 апреля 1722г. «Должность Сената». Указ определил, что жалобы рекетмейстеру на неправый суд коллегий и канцелярий, которые им не подчинены, докладывать императору. При рассмотрении жалоб царь предписывал решать дела «по регламентам, по присяге, по злобе не посягая, и по дружбе и свойству не маня». Особую значимость Указу Петра I придается то, что впервые была образована служба по работе с челобитными.

После смерти Петра I, императрица Екатерина I внесла изменения в Указ от 27 апреля 1722г. Если раньше через рекетмейстера можно было обжаловать решение нижестоящих органов непосредственно императору, то теперь это следовало делать только через Сенат.

В июне 1763г. Императрица Екатерина II подписала Манифест о порядке рассмотрения жалоб и просьб на высочайшее имя, которым был установлен порядок рассмотрения жалоб по существу. Дела, подлежащие судебному разбирательству, возвращали просителям для передачи в суд. Таким образом, впервые было введено разделение обращений в государственные органы, для их рассмотрения в административном или судебном производстве.

Наиболее радикальные изменения в работе с прошениями произошли во время царствования Александра I. Его Манифестом 1 января 1810г. учреждался государственный Совет, при котором наряду с другими органами были образованы: Комиссия составления законов, Комиссия прошений, Государственная канцелярия. Комиссия прошений возникла из существовавшей до 1810 года при Сенате конторы генерал - рекетмейстера. К компетенции Комиссии прошений относились три вида обращений: 1) жалобы, 2) прошения наград и милостей, 3) проекты. Был предусмотрен особый порядок производства по каждому виду обращений, как по форме, так и по существу вопроса. Манифест устанавливал также перечень обращений, которые не подлежали рассмотрению Комиссией. К ним относились повторные обращения, по которым уже был дан отказ, жалобы на решения, утратившие силу, а также анонимные обращения.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Теоретические положения действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц
    Жизнь общества и государства, как и граждан, требует упорядоченности и стабильности. Без правил поведения нельзя наладить совместное существование и деятельность людей. Право, как известно, ...

    Понятие и признаки административной ответственности
    В современных условиях начала ХХI века административное право как совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во всех сферах государственного управления жизнеде ...

    Значение процессуальных гарантий права на судебную защиту
    Гражданская процессуальная форма защиты права в оптимальной степени приспособлена для установления обстоятельств судебных дел и правильного их разрешения в соответствии с указаниями закона. ...