Особенности регулирования вопроса двойного гражданства в Канаде
Материалы / Институт гражданства / Особенности регулирования вопроса двойного гражданства в Канаде
Страница 5

В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства.

Принципиальные положения о выдаче преступников содержатся, в частности, в ст. 61 конституции, которая гласит: “Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству”. Эта же позиция закреплена в ст. 13 УК РФ.

В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим и религиозным мотивам.

Люди, совершившие не политические, а обще уголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче человека или предоставления ему политического убежища решается исходя из политической оценки и правовых установлений государства, на территории которого этот человек находится.

Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется указом Президента Российской Федерации.

УК РФ в ст. 13 устанавливает возможность выдачи находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и совершивших преступление в иностранном государстве в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Такие договоры о правовой помощи Россия заключила с рядом стран СНГ.

При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем. Так Израиль выдал СССР преступников, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали самолет, большую сумму денег и улетели в Израиль. В израильском аэропорту они сдались полиции и были выданы СССР, несмотря на то, что между Израилем и Советским Союзом не было не только международного договора, но и дипломатических отношений.

В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда:

преступление совершено на его территории;

преступник является гражданином этого государства;

преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах. Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран. В наши дни английский суд рассматривает дело жителя Англии, совершившего в годы войны преступления в Белоруссии.

Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий.

Первое – преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности).

Второе – если по законам страны, требующей выдачи за преступление, предусматривается смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

Такие гарантии выдавались в практике международных отношений латиноамериканских государств по поводу выдачи лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку ряд этих стран отменил смертную казнь, а другие ее сохраняют.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Смотрите также

    Правовое регулирование в сфере ответственности за нарушение норм трудового законодательства РФ
    Основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную нео ...

    Судебное решение как источник конституционного права Российской Федерации
    Проблема формирования системы источников права – одна из самых острых и дискуссионных в юридической науке. Вопросы о том, что считать источником права, какой вид должна иметь иерархия источ ...

    Понятие и признаки административной ответственности
    В современных условиях начала ХХI века административное право как совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во всех сферах государственного управления жизнеде ...