Особенности системы сдержек и противовесов в России
Материалы / Теория разделения властей / Особенности системы сдержек и противовесов в России
Страница 2

Вышеуказанное Постановление Конституционного Суда РФ является одним из наиболее спорных и имеет три особых мнения судей (Н. Витрука, В. Лучина, В.И. Олейника). В. Лучин отмечает, что «возникает неординарная и несколько противоречивая конституционная ситуация.

«Несговорчивость» Государственной Думы пресекается ее роспуском, а Президент может навязывать свою волю, не опасаясь неблагоприятных для себя последствий. О каком механизме «сдержек и противовесов» можно в этом случае говорить? Только представление разных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации может служить оправданием такой конституционной санкции, как роспуск Государственной Думы».

Таким образом, система «сдержек и противовесов» в России отличается следующим особенностями: недостаточная самостоятельность Правительства Российской Федерации как органа исполнительной власти и его зависимость от главы государства; слабый механизм парламентского контроля; недостаточное участие Государственной Думы в формировании Правительства Российской Федерации.

Для устранения недостатков конституционного института парламентского контроля за исполнительной властью в России предлагается усовершенствовать Конституцию Российской Федерации в части расширения полномочий нижней палаты Федерального Собрания по контролю за деятельностью Правительства России.

Статья 117 Конституции России предусматривает, что, даже если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент принимает одно из двух решений: объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. На мой взгляд, в данном случае необходимо расширить парламентский контроль за исполнительной властью и предусмотреть обязанность главы государства отправить Правительство в отставку. Данное предложение направлено не только на совершенствование института парламентского контроля в России, но и на развитие многих положений Федерального закона «О противодействии коррупции». Указанный Федеральный закон определяет противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (ст. 1). Одним из основных принципов противодействия коррупции указанный Закон определяет приоритетное применение мер по предупреждению коррупции (ст. 3), а в качестве меры по профилактике коррупции называет развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (ст. 6). К организационным основам противодействия коррупции Федеральный закон «О противодействии коррупции» относит деятельность Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению разработки и принятия федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также по контролю за деятельностью органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

Теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Теоретические предпосылки идеи разделения властей в государстве возникли в трудах мыслителей Древнего мира и Средних веков. Основы теории разделения властей заложены в трудах Дж. Локка, сама же указанная теория была сформулирована и развита Ш.Л. Монтескье. В соответствии с ней законодательный орган должен принимать законы, а исполнительный - их исполнять; между ветвями власти должны быть «равновесие» и взаимные «сдержки», направленные на сдерживание от произвола и сосредоточения власти в одном органе.

Принцип разделения властей получил широкое распространение в конституционном законодательстве абсолютного большинства современных государств как непременный атрибут правового демократического государства. Принято считать, что принцип разделения властей, являясь основой функционирования государственного аппарата, выполняет роль политико-правового балансира, обеспечивающего гармоничное взаимодействие высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти между собой. Это во многом способствует стабилизации конституционных отношений, возникающих при осуществлении публичной власти.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. государственная власть в Российской Федерации также осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Система «сдержек и противовесов» в России отличается следующим особенностями: недостаточная самостоятельность Правительства Российской Федерации как органа исполнительной власти и его зависимость от главы государства; слабый механизм парламентского контроля; недостаточное участие Государственной Думы в формировании Правительства Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Причины появления и пути преодоления правового нигилизма
    В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация – это демократическое правовое государством. Однако, несмотря на эту норму, провозглашенную при принятии Конституции РФ 1993 г., ...

    Особенности производства судебно-бухгалтерской экспертизы по ст.145.1 УК РФ
    Борьба с правонарушениями в сфере экономики является одной из важных проблем, нуждающихся в специальном исследовании. На нынешнем этапе актуальность ее с каждым днем значительно возрастает, ...

    Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве
    Современный этап развития отечественной правовой системы характеризуется появлением новейших институтов уголовно-процессуального права, что закономерно обусловило потребности их соотношения ...