Особенности системы сдержек и противовесов в России
Материалы / Теория разделения властей / Особенности системы сдержек и противовесов в России
Страница 1

Как уже отмечалось, в соответствии с теорией разделения властей законодательный орган должен принимать законы, а исполнительный - их исполнять; между ветвями власти должны быть «равновесие» и взаимные «сдержки», направленные на сдерживание от произвола и сосредоточения власти в одном органе.

Теория разделения властей нашла отражение в нормах Конституции Российской Федерации. Их анализ позволил выявить следующие особенности системы «сдержек и противовесов» в России.

Первая особенность - недостаточная самостоятельность Правительства Российской Федерации как органа исполнительной власти и его зависимость от главы государства. Это проявляется в полномочии Президента России отправить Правительство Российской Федерации в отставку без конкретных конституционных оснований (п. «в» ст. 83, ч. 2 ст. 117 Конституции РФ), в возможности отмены главой государства постановлений и распоряжений Правительства России (ст. 115 Конституции РФ) без решения суда.

Вышеуказанные конституционные нормы дополняются Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», ст. 32 которого предоставляет право Президенту России руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти (ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий). Это нарушает самостоятельность Правительства Российской Федерации как исполнительного органа власти, вносит дисбаланс в конституционную систему «сдержек и противовесов».

Вторая особенность системы «сдержек и противовесов» в России - слабый механизм парламентского контроля. Это проявляется в невозможности Государственной Думы отправить Правительство в отставку, а также в отсутствии в Конституции России норм, регулирующих парламентские расследования.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству России, во-первых, по собственной инициативе, во-вторых, если вопрос о доверии Правительству ставит его Председатель. Однако ни в том ни в другом случае не наступает отставка Правительства, что характеризует механизм парламентского контроля в России как слабый. Решение об отставке высшего федерального органа исполнительной власти даже в случае выражения ему недоверия нижней палатой парламента принимает Президент Российской Федерации. Указанные конституционные нормы, с одной стороны, ограничивают парламентский контроль в России, с другой стороны, не создают систему «сдержек и противовесов» между Государственной Думой и Правительством России в части парламентского «сдерживания» исполнительного органа. Они также предоставляют главе государства слишком широкие конституционные полномочия в механизме «сдержек и противовесов», и в Конституции России практически отсутствуют нормы, создающие «сдержки» Президента Российской Федерации иными органами.

Проведенный анализ норм Конституции Российской Федерации, регулирующих парламентскую ответственность Правительства РФ, позволил определить следующие признаки конституционного института парламентского контроля за исполнительной властью в России: а) отсутствие в Конституции России конкретных оснований для конституционно-правовой ответственности Правительства РФ; б) решение Государственной Думы о выражении недоверия Правительству РФ не влечет его отставки; в) применение конституционно-правовой санкции в виде отставки Правительства РФ осуществляет только Президент Российской Федерации.

Указанная особенность системы «сдержек и противовесов» в России - слабый механизм парламентского контроля - получила развитие в Федеральном законе «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», который содержит запрет на проведение парламентского расследования деятельности Президента Российской Федерации.

Третья особенность системы «сдержек и противовесов» в России - недостаточное участие Государственной Думы в назначении Председателя Правительства из-за решения Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании ст. 111 Конституции России.

К конституционным нормам, регулирующим полномочия иных высших органов государственной власти в части «сдержек и противовесов», относится конституционный механизм назначения Председателя Правительства Российской Федерации. В соответствии со ст. 111 Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Конституционная процедура согласования кандидатуры Председателя Правительства РФ следующая: 1) глава государства вносит в Государственную Думу предложение о кандидатуре Председателя Правительства; 2) Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру, одобряет или отклоняет ее; 3) после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент России назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Вышеизложенная, предусмотренная в Основном Законе России процедура назначения Председателя Правительства РФ содержит возможность достижения согласия главы государства и нижней палаты парламента по его кандидатуре путем обсуждения трех разных кандидатур. Однако благодаря решению Конституционного Суда РФ указанный механизм влияния Государственной Думы на формирование Правительства России был фактически упразднен, а полномочия главы государства необоснованно расширены. Конституционный Суд РФ постановил, что Президент при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента РФ предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение, с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией Российской Федерации или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике. После трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства РФ - независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, - Государственная Дума подлежит роспуску.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Сравнение институтов президентов США и РФ
    В период создания буржуазной государственности мышление новой господствующей элиты было ограничено историческими рамками эпохи, что нашло свое выражение в весьма сильном воздействии на обще ...

    Организация работы отдела вневедомственной охраны
    Практика является одной из необходимых форм подготовки студентов. Имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Студенты приобретают необх ...

    Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве
    Современный этап развития отечественной правовой системы характеризуется появлением новейших институтов уголовно-процессуального права, что закономерно обусловило потребности их соотношения ...