Национализация
Страница 1

Это обращение имущества юрлиц и физлиц в государственную собственность. Национализируемое имущество может находиться в негосударственной собственности полностью или частично, де-юре или де-факто, временно или неограниченно.

Национализация проходит в пользу федерации, субъектов РФ или муниципалитетов. Под огосударствлением можно считать и трансформацию объектов общей собственности, при которой доля государства становится превалирующей, или государство приобретает контрольный пакет акций.

На первом этапе экономических реформ России преобразование форм собственности носило однонаправленный характер - происходила сплошная приватизация гособъектов. Итоги показали, что это принесло экономике значительный урон, и что применительно к определенным объектам такой способ не годиться. Разумно рациональное сочетание приватизации с деприватизацией. На современном этапе управления государством такое соотношение активно используется.

Побудительные мотивы к реприватизации могут быть следующие:

неэффективное использование негосударственных объектов их частными собственниками, приводящее к растрате национального богатства и гибели объектов; использование объектов не по их целевому назначению, во вред интересам государства и общества, населения региона, природе, противоречащее законам применения объектов; настоятельная потребность госорганов в управлении и использовании частной собственности в интересах государства и населения;

потенциальная возможность получения значительных доходов государственного бюджета.

Принудительная деприватизация возможна и правомерна при обнаружении нарушений закона в ходе приватизации. Также возможны и другие способы деприватизации и национализации:

возврат имущества приватизированных предприятий через процедуру банкротства, оформленная договором между приватизированным предприятием как юридическим лицом и уполномоченным органом по управлению госимуществом об оказании финансовой поддержки обанкротившемуся предприятию;

выкуп объекта у его собственника с их согласия по договорной цене за счет средств бюджета и других источников;

оформленная договором передача объектов частной собственности в государственную в счет погашения образовавшегося у собственника долга перед бюджетом;

расторжение в судебном порядке договора о приватизации в случае невыполнения лицами, приватизировавшими собственность, принятых и зафиксированных в договоре обязательств и условий использования приватизированных объектов.

Государственное управление собственностью обладает ярко выраженной направленностью. Это проявляется в постановке генеральной цели госуправления собственностью: возможное удовлетворение социальных запросов населения и предотвращение социальных конфликтов. Реальная соцнаправленность управления собственностью на решение социальных проблем населения, обеспечения его жизненного уровня, достигается лишь непосредственной увязкой программ проведения преобразования системы управления с социальными результатами таких преобразований. Т.к. очевидная опасность здесь таится в том, что возможно глубокое расслоение населения по имущественному цензу, накопление богатства на одном полюсе, у узкого слоя населения. Другие проблемы, возникающие при непродуманном управлении: социальные проблемы трудоустройства, бытового и коммунального обслуживания, загрязнение среды, возникновение техногенных катастроф.

Реформы в области управления собственностью влияют на следующие социальные процессы:

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Экологическое нормирование в области охраны окружающей среды
    Человечество не может позволить себе дальнейшее бесконтрольное загрязнение окружающей природной среды, при этом вряд ли возможно ограничить масштабы хозяйственной деятельности. Единственный ...

    Частнопрактикующие и государственные нотариусы: сравнительная характеристика правового положения
    Нотариат в России представляет собой систему органов юстиции, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предоставлено право ...

    Социально-демографическая ситуация в муниципальном образовании и пути ее оптимизации
    Комплексный анализ развития муниципального образования и формирование стратегии социально-экономического и инновационного развития - важнейшие инструменты регионального развития. Их базовой ...