Несовершенство механизмов нормативно-правового регулирования государственно-частного партнерства на федеральном уровне
Материалы / Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства / Несовершенство механизмов нормативно-правового регулирования государственно-частного партнерства на федеральном уровне
Страница 2

Заслуживает внимания подход Белицкой А.В. к вопросу формирования законодательной базы ГЧП. Учитывая рекомендации специалистов ООН, Белицкая А.В. говорит о необходимости принятия гибкого законодательства в этой сфере.

Считает, что необходимы надежные, предсказуемые, стабильные и ориентированные на развитие экономики рамки закона, при этом нормативно-правовая база не должна быть сковывающей, так как слишком объемное законодательство не улучшает процесс создания и управления государственно-частным партнерством, а лишь сдерживает активность потенциальных инвесторов. В процессе развития ГЧП, разработки и совершенствования нормативно-правовой базы важно учитывать международный опыт. На сегодняшний день во многих странах Европы сложилась многолетняя практика эффективного применения ГЧП с целью привлечения инвестиций для реализации масштабных социальных проектов, развития экономики, инновационной и инвестиционной политики. В этой связи целесообразно использовать опыт лидера в сфере ГЧП – Великобритании, здесь партнерство получило развитие в сфере социальных услуг, у Швейцарии, Германии и Австрии возможно перенять опыт создания саморегулируемых организаций. С учетом близости условий при разработке федерального закона о ГЧП полезным представляется оценить практику действия аналогичного закона в Польше. В США система ГЧП особенно развита на уровне муниципалитетов. Зарубежный опыт, также, необходимо использовать и при формировании концепции развития института ГЧП, с целью применения наиболее эффективных форм сотрудничества, относительно вопросов распределения договорных обязательств, определения функции органов исполнительной власти в зависимости от вида ГЧП и состава его участников, распределения рисков и установления гарантий между партнерами, финансирования проектов ГЧП и пр. Таким образом, ГЧП нуждается в специальном законодательном регулировании, включающем федеральный закон о ГЧП, а также в уточнениях Бюджетного, Гражданского, Налогового, Земельного кодекса и других нормативно-правовых актов, поскольку их несовершенство относительно ГЧП также является фактом, препятствующим развитию данного института.

Недостатки бюджетного законодательства определяются ограничениями допустимых форм бюджетных расходов и направлений финансирования бюджетными учреждениями, а также усложненной процедурой предоставления государственных гарантий, ограничены также возможности бюджетирования долгосрочных проектов. Стоит также отметить, что Бюджетный кодекс не учитывает специфику отношений в сфере ГЧП, и лишь в ст. 179.2 определяет, что средства, подлежащие использованию в целях реализации инвестиционных проектов в рамках ГЧП, выделяются из Инвестиционного Фонда РФ. При этом Бюджетный кодекс не предусматривает создание Инвестиционных фондов в субъектах РФ.

В апреле 2011г. Центр развития ГЧП провел экспертизу одного из законов субъекта Эксперты пришли к выводу, что Бюджетный кодекс РФ не предусматривающий наличие у субъектов РФ инвестиционного фонда, противоречит Постановлению Правительства от 30.10.2011г.№880 «О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ бюджетам субъектов РФ субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение».

9 ноября 2011 г. Центр развития ГЧП на площадке Ассоциации менеджеров России провел расширенное Экспертное совещание по вопросу развития правового регулирования государственно-частного партнерства в России. Эксперты отметили, что реализация инфраструктурных проектов в ряде актуальных областей, например, социальной сфере (строительство детских садов, школьных учреждений) существенно затруднена. Так, отсутствуют такие важные положения и механизмы, как порядок передачи земельных участков для реализации проектов, из-за чего согласно Земельному кодексу РФ это в каждом случае требует проведение длительных и сложных земельных аукционов. В связи с чем, Земельный Кодекс РФ не согласуется с Законом о концессиях, что делает затруднительным процесс предоставления земельных участков под строительство инфраструктурных объектов.

Налоговое законодательство также не отражает специфику отношений в сфере ГЧП, при этом налоговые аспекты имеют большое значение, т.к. во многом определяют заинтересованность инвесторов при планировании доходов от реализации проектов. Примером отсутствия необходимых норм в налоговом законодательстве может послужить следующая ситуация: передача объектов инвестору или обратно государству может быть признано реализацией для целей НДС и, соответственно, влечь начисление налоговых по рыночной стоимости передаваемых объектов. Вопросы также могут вызвать выплаты инвестору, осуществляемые государством в ходе эксплуатации объекта (в случае, если именно государство взимает плату за пользование объектом с потребителей). Такие выплаты будут признаваться выручкой от реализации по налогу на прибыль.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Правовое регулирование создания юридического лица
    Право всегда существовало не только для отдельных лиц, но и для целых социальных союзов (род, семья, государство и т.д.). Гражданское право знает два вида субъектов прав: физические и юридич ...

    Объекты права собственности
    Выбранная тема для обсуждения была затронута многократно и никогда не потеряет своей актуальности, т. к. право выросло из системы социального регулирования первобытного общества и явилось од ...

    Развитие советского трудового права
    Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественн ...