Несовершенство механизмов нормативно-правового регулирования государственно-частного партнерства на федеральном уровне
Материалы / Пути совершенствования правового регулирования в области государственно-частного партнерства / Несовершенство механизмов нормативно-правового регулирования государственно-частного партнерства на федеральном уровне
Страница 1

Для юридической науки проблемы развития ГЧП являются одними из важнейших. Решение этих проблем становится одним из показателей эффективной реализации Концепции долгосрочного развития Российской Федерации, где применению механизмов ГЧП государство уделяет особое внимание.

Постепенно складываются новые взаимоотношения централизованного управления и децентрализованной экономической и социальной деятельности. А это представляет собой особую значимость для теории государства и права, гражданского права, административного права, финансового права. Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 21 мая 2008 года был проведен круглый стол «Законодательство о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации: проблемы и перспективы». В работе круглого стола приняли участие научные работники ведущих юридических научно-исследовательских институтов и иных научных центров, государственные служащие федеральных и региональных органов власти, а также представители хозяйствующих субъектов, частных консалтинговых компаний, некоммерческих партнерств. Некоторые проблемы, анализируемые экспертами в рамках круглого стола, остаются актуальными и на сегодняшний день, они будут учтены в данном разделе работы.

Первостепенная проблема, по мнению автора работы, заключается в том, что на сегодняшний день государство еще не определилось с выбором тенденции развития ГЧП в России. Отсутствие единой концепции сказывается на несовершенстве механизмов реализации законов, регулирующих ГЧП. Концепция должна отражать понимание и восприятие ГЧП, рассматривать такое взаимодействие власти и бизнеса как систему, где четко определен предмет. Старший юридический советник Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Зверев А.А. предлагает публиковать концепцию развития в виде резолюции правительства страны, например, указа, декрета, или протокола заседания с приложением одобренного документа, т.е. в виде долгосрочного и открытого документа, который обеспечивает его стабильность. Это правильная позиция, поскольку закрепленная форма концепции позволит сформировать общее представление о системе ГЧП, взаимодействии ее структурных элементов и принципах механизма реализации ГЧП.

На сегодняшний день в стране сложилась следующая ситуация: законодательство о ГЧП развивается на уровне субъектов, по средствам принятия региональных законов об участии субъектов в проектах ГЧП. В связи с тем, что уровень эффективности привлечения инвестиций существующим способом сравнительно невысок, возникает необходимость принятия федерального закона о ГЧП. Большое количество специалистов ГЧП отношений считают негативным фактором отсутствие на федеральном уровне централизованного законодательства, а именно закона о ГЧП и признают необходимость принятия данного закона. Причем, проблема остается актуальной уже в течение долгого периода времени. В СМИ можно встретить новости о том, что возможно, в скором будущем проект закона поступит на рассмотрение депутатам в Государственную Думу.

Возникает вопрос: почему до сих пор не принят закон о ГЧП, официально закрепляющий положения института ГЧП, действительно ли он необходим? В сложившейся ситуации нет единого мнения о необходимости его принятия. Чтобы оценить дискуссионный характер вопроса, обратимся к мнению Халимовского Ю.А., который считает, что правовое регулирование ГЧП, осуществляемое преимущественно на региональном уровне замедляет темпы развития ГЧП в целом, а принятие федерального закона, закрепление схем ГЧП, основы распределения рисков позволят создать основу для регионального законодательства и устранить ряд правовых коллизий. Д.Царев, А.Иванюк высказывают противоположное мнение, указывая на то, что нет необходимости принимать новое отраслевое законодательство, как это делает российский законодатель, поскольку своими действиями он не кодифицирует, а, наоборот, разроняет нормативно-правовые акты. Так, авторы считают, что положение о концессионных соглашениях могло бы быть включено во вторую часть ГК РФ, также считают целесообразным разработать ряд договоров, отражающих специфику отношений в сфере ГЧП, и дополнить ими ГК РФ. Законодатели видят несколько причин, по которым принятие федерального закона о ГЧП вызывает существенные затруднения. Салихов М.Х. выделяет следующие причины: во-первых, в настоящее время, федеральное законодательство идет по пути создания отдельных нормативных актов, регулирующих ту или иную специфическую форму участия государства во взаимоотношениях с частными лицами (например, ФЗ «О концессионных соглашениях», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и др.); во-вторых, на федеральном уровне разработано существенное количество гражданско-правовых механизмов, регулирующих тот или иной элемент системы ГЧП. Автор дипломной работы поддерживает позицию Халимовского Ю.А., считает, что отсутствие федерального закона во многом сдерживает развитие института ГЧП. При осуществлении ГЧП у субъектов может возникнуть множество вопросов по поводу разграничения такого партнерства и других форм взаимодействия власти и бизнеса, понимания и последовательности механизма реализации ГЧП, разграничения рисков между субъектами партнерства и пр. Как следствие, система партнерства будет нарушена, возникнут проблемы в регулировании процесса реализации программ и проектов, механизм действия либо будет затянут, либо будет реализован с наименьшей эффективностью. Но при этом, принять решение об утверждении закона сложно, поскольку вопрос применения механизма и реализации ГЧП не изучен полностью и существует большой риск допустить ошибки при формировании правовой базы, что в последствие приведет к коллизиям в законодательстве, усложнит реализацию проектов ГЧП. Поэтому в сложившейся ситуации необходима единая концепция ГЧП, должна быть закреплена структура и механизм реализации возможных форм партнерства. Важно закрепить в законе о ГЧП так называемый каркас отношений и возможности их реализации. Наличие федерального закона о ГЧП – необходимое условие для дальнейшего эффективного развития отношений власти и бизнеса, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в социально-экономические значимые проекты. Определяющим в этой связи остается точный анализ экспертами в сфере ГЧП действующего законодательства и правоприменительной практики, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Наставничество в Красносельской управе
    Актуальность выбранной для исследования проблемы обуславливается несколькими обстоятельствами. Во-первых, во всех сферах деятельности на современном этапе в условиях становления постиндус ...

    Юридические факты: современное научное понимание, классификация, отраслевые особенности
    В целом, правовое регулирование может качественно выполнить свои непосредственные задачи исключительно в том случае, если опирается на объективную реальность, учитывает действительное положе ...

    Теория и практика производства следственного эксперимента
    Актуальность рассмотрения следственного эксперимента обуславливается следующими обстоятельствами: Во-первых, следственный эксперимент в последнее время становится все более популярным про ...