Депутатская неприкосновенность
Страница 2

Конституция Республики Польша гарантирует, что депутаты Сейма и сенаторы не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или задержаны без согласия Сейма или Сената, выраженного большинством не менее 2/3 голосов в присутствии не менее половины от общего числа депутатов или сенаторов.

Задержание допускается, если парламентарий застигнут при совершении преступления и если его задержание необходимо для обеспечения надлежащего хода производства. О задержании незамедлительно уведомляется Маршал палаты, который может распорядиться о немедленном освобождении задержанного.

Неприкосновенность членов обеих палат Парламента Японии не распространяется на арест во время сессии Парламента. Если же кто-то из них был арестован до открытия сессии, то по требованию палаты он подлежит освобождению на период сессии.

Некоторые государства, в частности, Австрия, Канада, Нидерланды, восприняли подход отказа от института депутатской неприкосновенности. Они исходят из того, что члены парламента в достаточной мере защищены от необоснованного привлечения к уголовной ответственности нормами общего права, то есть, равно как и граждане, несут ответственность за совершение противоправных деяний.

Таким образом, неприкосновенность парламентариев большинства стран имеет место в ее традиционном варианте – когда требуется согласие палаты Парламента или какого-либо ее органа (комиссии, бюро).

Следует более подробно рассмотреть порядок задержания и возбуждения уголовного дела в отношении парламентариев Беларуси. Так, в случае задержания депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, в силу пунктов 2 и 3 части 5 статьи 468-3 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, органы, осуществившие задержание, обязаны немедленно сообщить в письменной форме Председателю соответствующей палаты Парламента.

На основании частей 3 и 4 статьи 47 Закона Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», депутат Палаты представителей, член Совета Республики не могут быть подвергнуты обыску, личному досмотру, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Возбуждение уголовного дела в отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, привлечение их в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, а также их задержание и иное лишение личной свободы осуществляются в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 468-2 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, либо о привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, принимается Генеральным прокурором Республики Беларусь, Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лицами, исполняющими их обязанности, с предварительного согласия соответствующей палаты Национального собрания Республики Беларусь, если депутат Палаты представителей, член Совета Республики не включаются в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь. В последнем случае уголовное дело возбуждается теми же субъектами, но с предварительного согласия Президента Беларуси.

Рассмотрение вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на привлечение его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, а также на его задержание и иное лишение личной свободы подробно определено в статье 233 Регламента Палаты представителей и статье 286 Регламента Совета Республики соответственно. Так, вопрос о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении депутата Палаты представителей, на привлечение его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, а также на его задержание и иное лишение личной свободы решается Палатой представителей по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности, а в отношении члена Совета Республики – решается Советом Республики по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь, Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности. Большинством голосов от полного состава Палаты представителей принимается мотивированное решение, о котором извещаются Генеральный прокурор Республики Беларусь или лицо, исполняющее его обязанности. При наличии к тому оснований Палата представителей может пересмотреть свое решение. О внесении представления высших должностных лиц, перечисленных выше, в Палату представителей или Совет Республики депутат Палаты представителей или член Совета Республики, в отношении которых внесено представление, незамедлительно ставятся в известность. В случае, когда представление высших должностных лиц, перечисленных выше, поступает в соответствующие палаты в период между сессиями, то для его рассмотрения могут созываться внеочередные сессии. Представление Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности, дополнительные материалы, необходимые для решения вопроса, поставленного в представлении, направляются Председателем Палаты представителей или его заместителем в течение двух дней со дня их поступления в постоянную комиссию, к ведению которой относятся вопросы депутатского иммунитета, для предварительного рассмотрения и подготовки заключения. Депутат Палаты представителей, а равно как и член Совета Республики, вправе участвовать в рассмотрении Палатой представителей, Советом Республики соответственно вопроса о даче в отношении его согласия на возбуждение уголовного дела, на привлечение его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, а также на его задержание и иное лишение личной свободы. Уголовное дело в отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь. Причем о результатах рассмотрения дела в отношении депутата Палаты представителей в Верховном Суде Республики Беларусь Генеральный прокурор Республики Беларусь или лицо, исполняющее его обязанности, в трехдневный срок информируют Палату представителей.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Общая характеристика специальных учреждений правоохранительных органов Республики Казахстан
    В составе органов внутренних дел образуются: криминальная полиция, административная полиция и иные службы полиции, а также военно-следственные органы и военная полиция Министерства внутренни ...

    Вещные права субъектов гражданского права
    Институт вещных прав и в частности, права собственности, зародился еще с древних времен. На протяжении всего времени своего существования данный этот институт совершенствовался, расширялся, ...

    Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений
    В своей работе я хочу рассмотреть такую тему как "Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений". Сторонами трудовых отношений являются работник и ра ...