Депутатская неприкосновенность
Страница 1

Депутатская неприкосновенность является одним из элементов иммунитета и заключается в том, что во время действия депутатского мандата против депутата может последовать уголовное и административная преследование только в особом порядке, с разрешения той палаты парламента, в состав которой он входит.

Некоторые авторы термин «депутатская неприкосновенность» приравнивают к термину «депутатский иммунитет». На мой взгляд, данную позицию следует признать неверной в силу того, что иммунитет является более широким понятием, нежели неприкосновенность.

О.М. Доронина определила депутатский иммунитет следующим образом: «депутатский иммунитет – это особый (исключительный) правовой режим, позволяющий эффективно и независимо от иных ветвей власти осуществлять депутату свою профессиональную деятельность в пределах предоставленных полномочий. При этом под особым (исключительным) правовым режимом понимается предусмотренные высшими правовыми нормами государства способ обеспечения депутата абсолютной свободой слова, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом, и процедура привлечения депутата к ответственности, позволяющие устранить необоснованные обвинения в его адрес, но не допускающие уклонения от ответственности депутата, виновного в правонарушении». Из данного определения вытекают 2 элемента депутатского иммунитета – депутатская неприкосновенность и депутатский индемнитет.

Гарантии неприкосновенности означают, что для депутата, члена Совета Республики законодательством установлены специальные правила привлечения их к уголовной и административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 102 Конституции Республики Беларусь, в течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики могут быть арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления. Подобная норма содержится и в части 3 статьи 47 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», а также в части 2 статьи 232 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1033-П3/IX.

В Конституции Казахстана депутатская неприкосновенность не распространяется на задержание на месте совершения преступления и совершение тяжкого преступления. Установление таких особых правил в отношении депутатов объясняется тем, что привлечение их к ответственности касается не только авторитета депутатов, но и положения Парламента, олицетворяющего одну из ветвей государственной власти. Поэтому привлечение к ответственности депутатов, при наличии соответствующих оснований, непременно должно быть, но при этом необходимо обеспечить всестороннее и глубокое выяснение всех обстоятельств дела с целью недопущения необоснованных вмешательств в деятельность народных избранников.

Статья 1 раздела 6 Конституции США содержит гарантии иммунитета. Члены Конгресса не могут быть арестованы во время их присутствия на заседании соответствующей палаты Конгресса, а также во время следования в палату и возвращения из нее, за исключением случаев государственной измены, иных тяжких преступлений и нарушений общественного порядка. Неприкосновенность члена Конгресса более узкая и ограниченная, нежели парламентариев других стран. Данное умозаключение основывается на том, что норма Конституции США, во-первых, ограничивает лишь случаи нахождения или следования в палате и возвращения из нее, во-вторых, исключения из неприкосновенности охватывают практически все случаи противоправного поведения.

Неприкосновенность депутата Палаты общин Парламента не распространяется на арест во время сессии, а также в течение 40 дней до и после нее. Однако данная привилегия распространяется только на гражданское судопроизводство, а привлечение к уголовной ответственности и заключение под стражу в связи с возбуждением уголовного дела и по приговору суда возможны.

Члены же Парламента Франции могут быть арестованы только с разрешения бюро соответствующей палаты, за исключением случаев задержания на месте. Подобные ограничения в отношении парламентариев Парламента Испании содержаться и в Конституции Испании.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Анализ существующей законодательной базы, регулирующей арендные отношения
    В настоящее время в условиях развития рыночных отношений в России ощущается значительная потребность общества в обеспечении устойчивых гарантий защиты своих имущественных интересов, связанн ...

    Основные положения законодательства об акцизах
    Государственная власть всегда стремилась создать такую систему налогообложения, которая позволяла бы процесс уплаты налогов сделать как можно менее заметным для плательщиков, а взимание нало ...

    Понятие и содержание права наследования
    Актуальность темы исследования. Вопрос о судьбе имущества гражданина после его смерти чрезвычайно важен, поскольку затрагивает интересы всех участников гражданского оборота - физических и юр ...