Совет при Великом Князе
Страница 2

В четверг 15 января 1478 года самостоятельное существование Новгородского государства закончилось. В город въехали московские бояре и дьяки Ивана III. Вечевой колокол Новгорода был отвезён в Москву.

Самоуправление ликвидировалось полностью, и новгородское вече с тех пор перестало собираться.

Термин "вече" в источниках встречается часто. Новгородский летописец пользуется этим понятием очень широко. Он называет вечем и общегородское собрание, решающее важные государственные вопросы (например, о выборе или изгнании князя, о войне и мире), и собрании кончан и уличан, и сходку во время военного похода, и сборища заговорщиков по дворам и тому подобное. Чаще всего летописец говорит о вече как об общем собрании новгородцев по случаю чрезвычайных событий в общегосударственном масштабе, руководимом должностными лицами.

Что же касается псковского вече, то, по мнению видного советского историка Б.Д. Грекова, с возникновением государства на Руси вече почти исчезает, но вновь возрождается в условиях феодальной раздробленности (XI — XV вв.).

Вечевые собрания в Пскове, как отмечают исследователи, в псковских летописях до 50-х годов XV века не упоминаются. До этого времени можно только предполагать наличие вечевых собраний, поскольку летописец употреблял словосочетания "весь Псков", "все псковичи" или просто "псковичи". В Псковской летописи обнаружено 66упоминай. Установлено, что вечевые собрания в Пскове происходили у Троицкого собора под открытым небом по зову большого колокола, который висел на Троицкой звоннице. Трибуной служило возвышение, куда вели ступени. Полагают, что на нем находился деревянный помост, на котором восседали князь и посадники, и с которого обращались к участникам вече.

Решения на вече принимались не голосованием, а криком. Вечевой дьяк записывал решения веча в грамоты, к которым пришивались свинцовые печати с изображением барса и надписью "Печать государства Псковского". Хранились грамоты в специальном ларе, который находился в сенях Троицкого собора. И никто без согласия веча не мог эти грамоты изъять или поменять. Такие попытки рассматривались как преступление. В 1483 году псковские посадники вместе с князем Ярославом тайком подменили старую "смердью" грамоту на новую. Узнав об этом, разгневанные псковичи прямо на вече убили посадника Гаврилу Картачева, а посадников Степана Максимовича, Леонтия Тимофеевича и Василия Короставого объявили вне закона, и те вынуждены были бежать в Москву. Были случаи, когда грамоты уничтожались с одобрения веча. Так произошло в 1472 г. с "льняной грамотой".

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    О занятости населения в Российской Федерации
    От 19 апреля 1991 г. № 1032-1 О занятости населения в Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2009 в ред.фз от 31.12.2005 №199-ФЗ;от 18.10.2007 №230-ФЗ; от 25.12.2008 №287-ФЗ) Настоящ ...

    Вопросы населения и гражданства в международном праве
    Под населением, в международном праве понимается совокупность всех физических лиц, проживающих на территории государства и подпадающих под его юрисдикцию. В состав населения входят нескол ...

    Трудовое право
    Понятие «трудовой договор» более широкое, нежели его опре­деление. Для раскрытия этого понятия надо учитывать не только определение трудового договора как соглашения, но и его функ­ции, знач ...