Нормативно-правовые акты, устанавливающие правовой статус субъектов налоговых правоотношений
Материалы / Субъекты налоговых правоотношений / Нормативно-правовые акты, устанавливающие правовой статус субъектов налоговых правоотношений
Страница 1

Система налогового законодательства может быть представлена в порядке убывания юридической силы источников.

В плане иерархии источников налогового права следует отметить, что дифференциация юридической силы норм не касается обязательности их применения, не закрепляет разную степень их обязательности.

И нормы законов, и нормы подзаконных актов обязательны для исполнения.

Система иерархии актов, регулирующих налоговые отношения, представлена следующим образом (Приложение В).

Конституция РФ. Нормы, прямо регламентирующие налогообложение, представлены в Конституции РФ достаточно скромно. В качестве примера «налоговых» норм Конституции РФ можно привести ч. 3 ст. 75: система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Именно по этой причине Налоговый кодекс РФ – федеральный, а не федеральный конституционный закон.

Стоит отметить, что прямое применение конституции возможно не всегда в силу того, что закрепленные в ней нормы могут иметь достаточно общий характер. Так, общеизвестна ст. 57 Конституции РФ: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В этом плане справедливо мнение, что сам по себе факт конституционно-правового закрепления обязанности уплачивать налоги не означает возникновение этой обязанности у каждого с момента ее закрепления в Конституции.

В п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ (далее ВС РФ) от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснено, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения.

Международные договоры Российской Федерации. Обычно в таких договорах согласовываются коллизионные нормы, позволяющие избегать двойного налогообложения и предотвращать уклонение от уплаты налогов. Например, Федеральным законом от 6 декабря 2003 г. №156-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии об избегании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» было ратифицировано соответствующее Соглашение, заключенное 7 сентября 2000 г. в г. Канберре. Следует отметить, что в подобных международных договорах могут иметь место нормы, особым образом регламентирующие, например, состав расходов при исчислении налогов на прибыль или доходы (Конвенция между Правительством РФ и Правительством Французской Республики от 26 ноября 1996 г. «Об избегании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество», ратифицированная Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №18-ФЗ).

Типовое соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избегании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество утверждено постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. №84.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Договор совместной деятельности
    Актуальность темы. Договор о совместной деятельности активно используется субъектами гражданских правоотношений в Украине в хозяйственной практике с целью получения прибыли за счет соединени ...

    Органы местного самоуправления в России
    Актуальность темы исследования. В последнее время в науке и государственной жизни достаточно широко рассматриваются проблемы самоуправления. Интерес к ним вызван политическими и экономичес ...

    Производство по делам об административных правонарушениях
    Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в административном законодательстве существуют некоторые пробелы. Например, существенным недостатком КоАП РФ является то, чт ...