Личные неимущественные права несовершеннолетних детей.Материалы / Участие органов опеки и попечительства в защите / Личные неимущественные права несовершеннолетних детей.Страница 4
б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст.19 Конвенции «О правах ребенка»);
в) экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.
32 Конвенции «О правах ребенка»);г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст.33 Конвенции «О правах ребенка»);
д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст.34 Конвенции «О правах ребенка»);
е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст.37 Конвенции «О правах ребенка»);
ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.36 Конвенции «О правах ребенка»);
Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные и иные меры.
В РФ целенаправленные мероприятия по защите прав ребенка в соответствии, с требованиями Конвенции «О правах ребенка», осуществляются на основе постановления Правительства РФ от 23 августа 1993г. №848: "О реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей1". В целях координации усилий федеральных органов государственной власти по защите прав детей в России, разработаны Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000г. — Национальный план действий в интересах детей, утвержденный Указом Президента РФ от 14 сентября 1995г. №9421. В качестве второго этапа реализации Национального плана действий в интересах детей постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997г. №165 утвержден План действий по улучшению положения детей в РФ на 1998—2000гг.2, в котором предусматривается принятие комплексных мер по защите прав ребенка, включая правовые, социальные, организационные и иные аспекты.
Семейным кодексом (п.1 ст.56 СК) установлено, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений (ст.147 СК).
Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, предоставлено право, самостоятельно осуществлять свое право на защиту. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.
Право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку, предоставлено право, обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 СК), лишении или ограничении родительских прав в, судебном порядке (ст.69, 73 СК).
Смотрите также
Инвестиции и тенденции развития правового регулирования инвестиций в Российской Федерации
Современное понимание и
основополагающее значение инвестиций и инвестиционного процесса, существовавших
во все времена и у всех народов, для экономики складывается и возрастает с
развитием ...
Личные неимущественные права и их защита
В современном цивилизованном
демократическом обществе права человека имеют первостепенное значение.
Всеобщая декларация прав
человека (1948 г), Международный пакт об экономических, социал ...
Система организационно-инспекторских аппаратов МВД
Экономические и
социально-политические реформы затронули практически все стороны
жизнедеятельности общества. Развитие рыночных отношений повлекло за собой не
только позитивные сдвиги, но и ...