Особенности правового статуса республик
Российской ФедерацииМатериалы / Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации / Особенности правового статуса республик
Российской ФедерацииСтраница 3
Неправомерны и претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах республик такого рода положений противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и охраны прав человека.
Республики самостоятельны в определении своих государственных языков. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации, т. е. русским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (таковых б из 21), законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане. Двуязычие принято и в некоторых республиках, где титульная нация не составляет большинства (Татарстан, Калмыкия). Но в ряде республик законы о языках пока не приняты. Практически все республики признают и гарантируют права всех наций на пользование своим языком и на его развитие.
Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство, хотя подчас не учитывают, что гражданство в РФ относится к ведению Федерации. Так, в силу того, что это гражданство одновременно означает и гражданство Российской Федерации, правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация[18].
Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику - герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды. В связи с экстраординарной обстановкой, сложившейся в Чеченской Республике, отсутствием там государственно-правовых институтов, соответствующих конституционному строю в Российской Федерации Указом Президента РФ от 8 июня 2000- г. утверждено Положение об организации временной системы органов исполнительной власти в Чеченской Республике.
Президент Российской Федерации как глава государства осуществляет свои полномочия по обеспечению на территории Чеченской Республики законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, по восстановлению государственно-правовых институтов Чеченской Республики в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами[19]. Правительство РФ осуществляет свои полномочия по обеспечению восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во временную систему органов исполнительной власти в Чеченской Республике входят: Администрация Чеченской Республики и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий создают на территории Чеченской Республики свои территориальные органы и назначают в установленном порядке соответствующих должностных лиц.
Таким образом, республика в составе Российской Федерации обладает широким перечнем прав, своими полномочиями и статусом копирует государство, образована как национально- территориальная единица, имеет свой язык и свое гражданство, награды и тд.
Смотрите также
Судебное решение как источник конституционного права Российской Федерации
Проблема формирования
системы источников права – одна из самых острых и дискуссионных в юридической
науке. Вопросы о том, что считать источником права, какой вид должна иметь
иерархия источ ...
Понятие и признаки административной ответственности
В современных условиях начала ХХI века административное право как
совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во
всех сферах государственного управления жизнеде ...
Некоторые меры государственного регулирования коммерческой деятельности
При планировании как
экспортно-импортных операций, так и коммерческих операций осуществляемых внутри
страны, следует прогнозировать не только объем предстоящих платежей, вносимых в
бюджет, ...