Общая характеристика преступлений против безопасности движения и
эксплуатации транспортаМатериалы / Иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта / Общая характеристика преступлений против безопасности движения и
эксплуатации транспорта
Научно-технический прогресс, несомненно, является двигателем общественного развития и открывает перед человечеством огромные возможности в достижении общественно полезных целей.
Вместе с тем он порождает мощные силы (так называемые источники повышенной опасности), эксплуатация которых может повлечь причинение серьезного вреда жизни и здоровью людей.
К таковым, в частности, относятся транспортные средства. Для предупреждения отрицательных последствий их использования разрабатываются правила безопасности и эксплуатации. За наиболее опасные нарушения таких правил предусмотрена уголовная ответственность нормами главы 27 УК РФ (так называемые транспортные преступления).Таким образом, видовым объектом транспортных преступлений является безопасность движения и эксплуатации транспорта (воздушного, водного, железнодорожного, трубопроводного).
Объективная сторона большинства транспортных преступлений предполагает совершение действий или бездействия. Некоторые из этих преступлений могут быть совершены только путем действия (ст. 267 УК РФ), другие — только бездействием (ст. 270 УК РФ).
Характерной чертой большинства составов преступлений, предусмотренных в главой 27 УК РФ, является бланкетность их диспозиций. Поэтому для уяснения их содержания необходимо обращаться к тем законам и другим нормативным правовым актам, которые регламентируют соответствующие правила.
Составы большинства транспортных преступлений сформулированы по типу материального, т. е. предусматривают в качестве обязательного признака объективной стороны наступление общественно опасных последствий. Лишь два состава (ст. 270,271 УК РФ) по своей конструкции формальные.
Субъективная сторона преступлений с материальным составом характеризуется виной в форме неосторожности, а имеющих формальный состав — в форме умысла.
Субъект рассматриваемых преступлений — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет ст. 267 УК РФ, субъектом которой признается 14-летний. В отдельных составах предусмотрена ответственность специального субъекта (ст. 263, 266, 270 УК РФ).
Таким образом, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств — это общественно опасные деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта и причиняющие или способные причинить вред жизни и здоровью граждан, а также крупный материальный ущерб.
Все преступления, предусмотренные главой 27 УК РФ, можно условно разделить на две группы:
1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263, 264, 266, 268 УК РФ);
2) иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 267, 269—271 УК РФ).
Смотрите также
Государственная власть: понятие, признаки, структура
Словосочетание « государственная власть»
употребляется очень широко и в обыденной речи, и в научной литературе. К
попыткам вскрыть содержание этого термина, обнаружится также немало различий ...
Проблемы рецепции римского частного права в российском гражданском законодательстве
Отечественное гражданское
право, находясь в постоянном динамическом процессе, впитало в себя все основные
тенденции развития государства и его правовой системы с тем, чтобы быть
адекватной ...
Уголовно-правовая характеристика грабежа
Экономическая политика
государства последних десятилетий имела немало отрицательных факторов. Это
привело к тому, что, прежде всего, произошло снижение жизненного уровня
населения и снижени ...