Стороны договора аренды недвижимостиМатериалы / Аренда недвижимости / Стороны договора аренды недвижимостиСтраница 1
Сторонами договора аренды выступают арендодатель (наймодатель) и арендатор (наниматель).
По общему правилу, и в роли арендодателя, и в роли арендатора могут выступать любые субъекты гражданского права, как физические, так и юридические лица, а среди последних - коммерческие и некоммерческие организации, а также государство, национально-государственные, административно-территориальные и муниципальные образования.
Арендодатель - это собственник передаваемого в пользование имущества или лицо, уполномоченное законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст.608 ГК РФ).
Сдача имущества в аренду - одна из способов осуществления принадлежащего арендодателю права собственности. Что же касается иных лиц, то любое лицо, не являющееся собственником соответствующего имущества, должно иметь полномочия на сдачу этого имущества в аренду. Причем такие распорядительные полномочия должны быть основаны на законе или специальном волеизъявлении собственника.[56] В соответствии со ст. 295 ГК РФ субъект права хозяйственного ведения не вправе сдавать недвижимое имущество в аренду без согласия (разрешения) собственника. Это правило тем более действует в отношении казенных предприятий, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления. Что же касается учреждений, то они вообще не вправе распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет сметных ассигнований. Однако, образовательное учреждение согласно п. 2 ст. 39 Закона РФ “Об образовании” вправе выступать в качестве арендодателя имущества, закрепленного учредителем за образовательным учреждением в оперативном управлении.[57] Так же, учреждение может выступить в качестве арендодателя имущества, приобретенного им на доходы, полученные в результате разрешенной ему предпринимательской деятельности (ст. 298 ГК).
В роли арендодателей от имени РФ обычно выступают комитеты по управлению государственным имуществом. Их полномочия основаны на законе. Правительство РФ осуществляет управление Федеральной собственностью на основании ст.114 Конституции, в развитие этой нормы принято постановление Правительства РФ от 10 Февраля 1994 г. № 96 "О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности".
Согласно п. 5 этого постановления передача в аренду государственного имущества, относящегося к федеральной собственности, производится Министерством государственного имущества РФ. Последнее, в свою очередь, вправе поручать осуществление этих функций территориальным агентствам, т. е. комитетам по управлению имуществом субъектов РФ. Аналогичный порядок действует в отношении государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.
Помимо комитетов по управлению имуществом в роли арендодателей государственного имущества могут выступать унитарные предприятия, но без каких-либо ограничений лишь применительно к движимому имуществу. Унитарные предприятия могут выступать арендодателями в отношении недвижимого имущества, а казенные предприятия - в отношении любого имущества только с согласия собственника или уполномоченного им органа[58]. Дача такого согласия равнозначна наделению указанных субъектов, специальными полномочиями сдавать имущество в аренду. Если же полномочия из закона не вытекают, арендодатель должен иметь специальное уполномочие собственника сдавать чужое имущество в аренду от своего имени. В частности, такое полномочие может вытекать из договора комиссии.
Следует учитывать, что все объекты, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, делятся на две категории:
Смотрите также
Субъекты налоговых правоотношений, особенности их правового статуса
В наше время есть
необходимость теоретического исследования одной из категорий финансового права
в целом, и налогового права в частности - налогового правоотношения.
Усовершенствование
н ...
Система управления и механизмы реализации региональной политики
Значимость системы управления
региональной политики и механизмов её реализации в достижении целей и решений
региональных задач в современных условиях очень велика, так как в России
наблюдаю ...
Особенная часть уголовного кодекса Российской Федерации: современное состояние и проблемы совершенствование
Понятие и предмет
Особенной части уголовного права. Особенная часть уголовного права представляет
собой совокупность уголовно-правовых предписаний, очерчивающих круг деяний,
признаваемых пр ...