Заключение
Страница 1

В настоящее время Россия переживает переломный момент в своем социально-экономическом развитии.

Можно выделить следующие наиболее важные негативные процессы в социальной области, которые предстоит преодолеть:

падение оплаты труда;

бедность и нищета значительной части населения;

социальная поляризация общества;

безработица;

ухудшение здоровья людей;

ухудшение социальной защиты населения нуждающихся слоев населения;

деградация значительной части социальной инфраструктуры.

Условием повышения платежеспособности населения, а следовательно, снижения нагрузки на бюджет, развития рынка социальных услуг, то есть реализации как субсидиарного, так и страхового принципа модели социальной политики является реформа заработной платы в сторону ее повышения [7, с.277].

Реформа заработной платы включает следующие элементы:

1) перенесение в фонд заработной платы части средств, аккумулированных до сих пор в государственном бюджете и внебюджетных фондах, для финансирования социальных задач с тем, чтобы дать возможность населению непосредственно оплачивать некоторые социально значимые услуги.

2) осуществление мер, обеспечивающих соответствие заработной платы уровню и динамике производительности труда.

3) регулирование межотраслевых и территориальных различий в заработной плате.

4) регулирование соотношения заработной платы руководителей предприятий со средней заработной платой на предприятии.

Источниками повышения заработной платы могут быть:

увеличение доли работников в создаваемом продукте, отражающей соотношение между прибавочным и необходимым продуктом;

контроль за бюджетными средствами;

выведение капиталов и доходов из тени;

блокирование оттока капитала за границу [11].

Ведущее место в социальной политике отводится решению проблем занятости.

Главными направлениями политики занятости на современном этапе являются:

1) Взаимоувязанное и синхронизированное осуществление двух процессов - постепенного высвобождения излишков рабочей силы на предприятиях с целью повышения эффективности использования трудового потенциала страны и, с другой стороны, создание новых рабочих мест в масштабах, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в трудовой деятельности.

2) Обеспечение соответствия профессионально-квалификационной структуры работников потребностям рынка труда, включая переквалификацию высвобождаемых работников, предотвращение реального дефицита рабочей силы, который может блокировать расширение производства.

3) программирование и осуществление крупномасштабных мер по реструктуризации занятости в связи с санацией или свертыванием неперспективных производств, восстановлением профессионально-квалификационных пробелов в составе работников промышленности и т.д.

4) Мониторинг рынка труда и обеспечение адекватного реагирования политики занятости на сдвиги в этом рынке.

Среди соответствующих рычагов государственной политики занятости главное место занимает создание макроэкономических, правовых, кредитных и иных условий, стимулирующих частное предпринимательство и самозанятость населения. Меньшую роль играют такие меры, как расширение государственных капиталовложений в новые рабочие места и административные запреты высвобождения работников.

Большое внимание необходимо уделять специальным мерам по обеспечению занятости в регионах.

Правильное определение приоритетов в социальной политике на каждом этапе - важное условие успешного развития общества.

Коренное решение проблем трудовых отношений включает комплексную реформу всего законодательства, связанного с социальными льготами и гарантиями. В этой области возможна реализация следующих мер:

существенное повышение роли договорного регулирования трудовых отношений, увеличение свободы действий сторон в определении содержания трудового договора и коллективных соглашений;

расширение возможности заключения срочных трудовых договоров в интересах сторон трудовых отношений при гарантии от принуждения к заключению таковых и введении компенсаций за досрочное расторжение срочного трудового договора;

расширение прав работодателя по расторжению трудового договора, при этом важно, чтобы оно было объективным и обоснованным, а увольнению должны предшествовать консультации с представительным органом работников;

снижение финансового бремени на работодателя по выплате выходных пособий на время трудоустройства уволенных работников, облегчение административных процедур, связанных с увольнениями по экономическим причинам;

профсоюзы и иные представители работников должны иметь право на консультации по всем существенным для работников вопросам деятельности организации, а также возможность участвовать в управлении организацией путем заключения коллективного договора;

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Психология гражданского судопроизводства
    Порядок проведения прений регулируется процессуальным законом. Сначала выступают истец и его представитель, затем ответчик и его представитель; после этого – участвующее в деле третье лицо. ...

    Понятие и принципы гражданства РФ
    Основной целью определения гражданства является, прежде всего, формулирование признаков, которые позволили бы отграничить его обладателей от всех других лиц, проживающих на территории данно ...

    Особенности судебной практики по делам о недостойных наследниках
    Не секрет, что на почве раздела имущества между родственниками чуть ли не у смертного одра наследодателя могут возникать всяческие ссоры, да еще при этом сопровождающиеся взаимными обвинени ...