Понятие толкования права
Материалы / Толкование права / Понятие толкования права
Страница 2

Как специальный вид юридической деятельности толкование включает в себя два этапа:

1. Уяснение

смысла правового предписания (для себя);

2. Разъяснения

смыслового содержания нормы (для других)

Толкующий субъект вначале уясняет содержание и смысл правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать, а затем в целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам.

По своей сути первый вид толкования является познавательным, второй правоприменительным.

Уяснение

- внутренний мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права путем выявления знаний и смысла терминов и выражений, заключенных в нормативных актах. Этот мыслительный процесс не выходит за сознание самого интерпретатора , оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом , но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других. Толкование уяснение характеризует познавательную природу толкования норм права. Уяснение имеет творческий характер, и оно тем успешней, чем выше правовая культура субъектов, осуществляющих толкования.

Вторая сторона толкования- это разъяснение

содержания норм права, при нем осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление. Разъяснение выступает в форме суждений, понятий, умозаключений. Его цель – раскрыть смысл нормы права и обеспечить правильное единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении.

При применении права лицо или орган, применяющие юридические нормы, должны уяснить их смысл и ознакомиться с разъяснениями, даваемыми официальными органами, наукой права уяснения преследует цель установить ее смысл в полном объеме, в то же время разъяснение имеет, как правило, более конкретное назначение - раскрыть смысл того или иного термина, объяснить на кого распространяет свое действие толкуемая норма, каково ее соотношение с другими близкими по смыслу нормами и т.д. Уяснению подлежат все нормативные акты, разъяснению - лишь те, по поводу которых возникают сомнения или разногласия на практике. За уяснением вовсе не обязательно должно следовать разъяснение, и в большинстве случаев для правильного правоприменения достаточно только уяснить смысл закона.

- Толкование – разъяснение может быть дано различными субъектами права:

- высшими представительными органами власти;

- правоприменительными органами;

- общественные объединения;

- должностные лица;

- научные учреждения;

- ученые;

- частными лицами.

В связи с этим встает вопрос о юридической силе и практической значимости актов толкования.

1.1 Виды толкования норм права.

Толкование – разъяснение может быть классифицировано по различным основаниям:

1. По юридической силе

выделяют официальное и неофициальное

толкование.

Официальное

толкование, в свою очередь, подразделяется на нормативное и козуальное и судебное

Нормативное

толкование так же подразделяется на аутентическое (аутентичное) и легальное (делегированное) толкование.

Не официальное

толкование подразделяется на доктринное (научное, компетентное, профессиональное) и обыденное.

2. По объему

выделяют три вида толкования: буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.

Так же толкование можно подразделить на устное и письменное.

Официальное

толкование дается уполномоченными на то органами и должностными лицами. Оно, как правило, документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридическим образовательным для всех, кого это касается; вызывает определенные последствия.

В Российской Федерации официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы, Конституционный суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные комитеты. Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также соответствующие органы республик в составе России. Право официального толкования-разъяснения избирательного законодательства имеет Центральная избирательная комиссия. В ст. 125 п.5 Конституции РФ сказано, что: «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, Органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации»[6].

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Возмещение вреда, причиненного гражданину незаконным привлечением к уголовной ответственности
    Признание за российскими гражданами права на возмещение вреда, причиненного в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в ...

    Анализ особенностей правового регулирования заключения и расторжения брака по законодательству развитых стран
    В нынешних условиях интенсивных межгосударственных обменов брачно-семейное право, как никакая другая совокупность отношений и правил, их регулирующих, подвержена действию законов международ ...

    Психология судебного процесса
    Стадийность является существенной особенностью психологической структуры судебной деятельности. Судебная деятельность развивается в определенной, строго регламентируемой процессуальным зако ...