Проблемы и особенности земельных отношений в России
Материалы / Земельные отношения в России / Проблемы и особенности земельных отношений в России
Страница 2

Кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение стоимости земельных участков по химическим, физическим и технологическим свойствам, климатическим и пространственным факторам, влияющим на их плодородие, удобство обработки и местоположение.

[4, с 85] Она должна отражать, прежде всего, потребительную ценность.

Проведенная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий определила среднюю стоимость 1 гектара, которая оказалась существенно заниженной и намного отличается от рыночной стоимости. Поэтому рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена продажи участка на конкурентном и открытом рынке при осознанных действиях покупателя и продавца, хорошо информированных и не испытывающих давления чрезвычайных обстоятельств. Отсюда рыночная стоимость не всегда зависит от качества и местоположения земельного участка. На нее воздействует огромное количество факторов, из-за которых рыночная стоимость может значительно колебаться в ту или иную сторону. [4, с 87]

Рынок земли является объективно необходимым элементом в рыночной системе хозяйствования. Но во всех странах формирование рынка земли характеризовалось определенными трудностями и было предметом особого внимания государства.

При формировании земельного рынка нельзя рассматривать землю только как товар из-за того, что в процессе рыночного оборота потеряются её свойства, как основного природного ресурса, главного средства производства в сельском и лесном хозяйстве. Практически это может привести к тому, что в результате расширения свободной купли - продажи сельскохозяйственных земель в первую очередь будут скуплены земли - носители скрытой сверхприбыли. Например: пригодные сельскохозяйственные земли для расширения жилого и производственного строительства, земли, содержащие полезные ископаемые, для возможной разработки так далее. Причем даже запреты на изменение целевого назначения земель не смогут защитить продуктивные угодья от перепрофилирования их. Развитие земельного рынка должно выступать средством повышения эффективности сельского хозяйства России, роста доходов и улучшения социальных условий сельского населения.

Убыточность сельскохозяйственных предприятий оказывает непосредственное влияние на качество обрабатываемых земель. Отсутствие материальных средств, приводит к тому, что земли используются не рационально. При минимальной обработке или её отсутствии снижается плодородие пашни, увеличиваются площади подверженные водной и ветровой эрозиям, расширяются масштабы загрязнения почв тяжелыми металлами, нефтью, пестицидами и прочее. Улучшение ситуации не скоро произойдет, хотя и действует целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 года и на период до 2012 года". Даже не смотря на то, что по отчету министра за 2008 год, все основные, запланированные действия были выполнены. В графике 1 показано внесение минеральных и органических удобрений в расчете на 1 гектар.

Как пишет в своей статье доктор экономических наук, профессор А. Югай необходимо перераспределить средства, поступающие от плательщиков земельного налога. Создавать фонды для восстановления и сохранения природных ресурсов на федеральном уровне, за счет части доходов добывающих отраслей. Так же и на уровне муниципальных органов - фонд сохранения сельскохозяйственных земель и сельских территорий, за счет земельного налога и штрафных санкций к предприятиям, наносящим ущерб природной среде и других источников.

Эти меры в свою очередь улучшили бы качество угодий, что привело бы более выгодному положению земли в рыночной экономике. Ведь экономическая суть частной собственности на землю реализуется не в абстрактной возможности купли - продажи земли, а в количественно определенном доходе от ее использования в соответствии с целевым назначением.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Система исполнительной власти в России
    В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, з ...

    Анализ деятельности отдела санитарно-эпидемиологического надзора РУ № 118 ФМБА России
    Производственная практика проходила на базе Регионального управления № 118 ФМБА России, в отделе санитарно-эпидемиологического надзора. Региональное управление № 118 ФМБА создано на основа ...

    Современная российская правовая система
    Произошедшие в начале предыдущего десятилетии изменения социально-политического устройства Российской Федерации потребовали создания новых правовых средств социального регулирования системы ...