К вопросу становления учений о личности насильственного преступника
Материалы / Криминологическая характеристика личности насильственного преступника / К вопросу становления учений о личности насильственного преступника
Страница 1

Проблема изучения насилия и связанного с ним агрессивного поведения занимает одно из ведущих мест в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых[5]. Ее истоки можно обнаружить в трудах античных мыслителей.

Так, жители греческих городов-государств приглашали врача-философа Гиппократа для оценки психического состояния граждан, совершающих не только нелепые поступки, но и проявляющих повышенную агрессивность, чрезмерную жестокость, склонность к насилию. Если ученики Пифагора стояли на "биологических" позициях ("мы предрасположены к добродетелям и к порокам так же, как к здоровью и к болезни, и это зависит в большей степени от наших родителей и от составных частей нашего тела, чем от нас самих"[6]), то Гиппократ отрицал влияние "порочной" наследственности, подчеркивая роль внешних факторов (воспитания, ближайшего окружения, климата и т.д.). Научные концепции Гиппократа не имеют законченного цельного изложения применительно к психологии и судебной психиатрии. В таких работах, как "Внутренние болезни", "Эпидемические болезни", "О священной болезни" и особенно в "Афоризмах", по мнению Ю.В. Каннабиха, "разбросаны отдельные намеки, наблюдения, теории . Кое-что противоречит одно другому, так как, несомненно, представляет собой мысли не одного человека"[7].

Гиппократ, Платон, Аристотель сформулировали основные понятия о "болезнях души", разграничив общественно опасное деяние душевнобольного человека и насильственные действия антисоциального индивида. Важно отметить, что в античности была предпринята попытка связать рисунок поведения человека с индивидуально-личностными особенностями, т.е. с темпераментом, характером, интеллектом, воспитанием и т.д. [8]

Период Средневековья характеризовался регрессом научного мировоззрения. Исключением является деятельность католического священника Пелагия, Августина Блаженного и крупнейшего представителя католического богословия, схоластики Ф. Аквинского. По мнению Ф. Аквинского, разум ставит лишь цели для деятельности человека, движущей же силой является воля. Богослову принадлежит идея разделения божественной воли и божественного закона. Если ранее основания права сводили непосредственно к справедливой воле Бога, находя в ней непосредственное оправдание правовым нормам, то Ф. Аквинский в своей работе "Сумма богословия" вводит понятие божественного "естественного закона". Естественный закон раскрывается разуму в различении добра и зла. Принципы вечного естественного закона воплощены в естественном праве. Исходя из своего учения о разуме и воле, мыслитель определяет человеческий закон как требование разума, устанавливаемое по воле того, кто стоит во главе государства; божественные же законы устанавливаются разумной волей Бога. Учением о естественном законе закладываются предпосылки столь важной для эпохи Нового времени и не потерявшей своей актуальности по сей день теории "естественного права". В трактовке Ф. Аквинского, естественный закон не является обычаем, поскольку он есть нечто установленное разумом. Предписания этого закона достаточно многочисленны, но все они имеют единую общую основу: делать добро и избегать зла, насилия. Естественный закон, таким образом, предписывает добродетельные поступки[9].

В изданной в 1532 г. "Каролине" уже имелись точные указания о необходимости приглашения сведущих лиц для проведения судебно-медицинских исследований. Устав предусматривал обязательный осмотр мертвых тел, однако изучению личности преступника и его жертвы в нем не уделялось никакого внимания[10].

В 1624 г. старший советник суда католической церкви Павел Заккиас в работе "Судебно-медицинские вопросы" сформулировал основные принципы судебной психиатрии и акцентировал внимание на криминалистических методах изучения личности. Он, в частности, указывал, что успешное расследование преступлений предполагает обязательную оценку личностных особенностей таких участников судопроизводства, как обвиняемые, свидетели, потерпевшие. Изучение личности участников судопроизводства предполагало использование только научно обоснованных (в рамках той эпохи) методов и приемов. Полученная в результате изучения информация должна четко документироваться[11].

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Понятие и виды личных неимущественных прав
    Анализ отдельных норм ГК и других правовых актов показывает, что личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, в действительности имеют позитивное содержание и именно рег ...

    Социально-демографическая ситуация в муниципальном образовании и пути ее оптимизации
    Комплексный анализ развития муниципального образования и формирование стратегии социально-экономического и инновационного развития - важнейшие инструменты регионального развития. Их базовой ...

    Наставничество в Красносельской управе
    Актуальность выбранной для исследования проблемы обуславливается несколькими обстоятельствами. Во-первых, во всех сферах деятельности на современном этапе в условиях становления постиндус ...