Организация профилактики наркотизации населения в Республике
Татарстан: анализ основных направлений антинаркотической работыМатериалы / Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях / Организация профилактики наркотизации населения в Республике
Татарстан: анализ основных направлений антинаркотической работыСтраница 4
Рассмотрим основные направления антинаркотической работы в Республике Татарстан.
Основу государственной антинаркотической работы в Республике Татарстан образовали три классические составляющие (направления):
- лечение и реабилитация (как медицинская, так и социальная) наркопотребителей;
- противодействие незаконному обороту наркотиков;
- профилактика наркопотребления и наркотизации.
Основные задачи каждого направления представлены в таблице А.1.
В пространстве антинаркотической работы сложилась ситуация, что из трех основных составляющих – лечения и реабилитации наркопотребителей, противодействия незаконному обороту наркотиков, профилактики наркопотребления и наркотизации – наиболее инновационным является третье направление (притом, что специалисты традиционно отмечают его главенствующую роль в системе антинаркотической работы в целом).
На практике это обуславливается также наличием по первым двум направлениям в принципе сложившейся системы работы:
- лечение и реабилитация осуществляются на базе учреждений системы здравоохранения и социальной защиты (Министерство здравоохранения, Министерство социальной защиты, соответствующие территориальные ведомственные структуры);
- противодействие незаконному обороту наркотиков осуществляется на базе имеющейся системы правоохранительных органов (Министерство внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности, органы таможни и так далее).
В первых двух случаях задачи антинаркотической работы реализуются на основе сложившегося инструментария, и проблематика состоит в их максимальной адаптации к этим задачам, повышению эффективности работы, внедрению адекватных технологий и методик.
В третьем случае – профилактика – в традиционной системе государственного управления инструментария практически не предусмотрено. Отдельные задачи направления функционально соответствуют имеющимся структурам (Министерство образования и науки, Министерство по делам молодежи и спорту, Министерство культуры, система административно-территориальное управления и тому подобное), но по определению не могут являться для них принципиально профильными. Встает вопрос о формировании постоянно действующего специализированного органа государственного управления, задачей и профильным назначением которого является организация антинаркотической работы, прежде всего – в сфере профилактики.
В ряде регионов России подобные структуры созданы (в статусе специальных центров, комитетов и так далее).
Характер самой проблемы наркопотребления обуславливает, что за года действия республиканских антинаркотических программ невозможно кардинально изменить наркоситуацию. Для этого пока нет реальных предпосылок ни в Татарстане, ни в целом по России. В основе лежат, прежде всего, объективные параметры: прозрачность границ, нравственно-идеологический кризис, экономическая ситуация, низкий жизненный уровень значительной части населения, легкая доступность наркотиков, проблемы правоохранительной системы, отсутствие устоявшихся институтов государственной политики в сфере профилактики наркотизации населения и так далее.
Опыт зарубежных стран также подсказывает, что проблема наркотизации (хотя бы на уровне локализации темпов роста) традиционно решается в течение нескольких десятилетий комплексной антинаркотической работы, в которой постоянно задействованы как государственные, так и либеральные общественные конструкции.
Тем не менее, необходимо констатировать проявление ряда позитивных тенденций в решении проблемы наркопотребления и наркотизации в Татарстане.
Смотрите также
Государственное управление и исполнительная власть
Реалии существования нашего общества
в настоящее время, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться,
находятся в прямой зависимости от эффективности государственного ...
Перевод нежилого помещения в жилое
Все чаще мы становимся
свидетелями того, как граждане используют объекты нежилого фонда, находящиеся в
Федеральной собственности, в личных целях.
Однако, действующее
законодательство зап ...
Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Производство
по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц необходимо рассматривать
как совокупность исключительных управомочивающих, обязывающих и запрещающих
юридических норм, ре ...