Антимонопольная политика государства и защита прав потребителейМатериалы / Правовые основы хозяйственной деятельности / Антимонопольная политика государства и защита прав потребителей
В России антимонопольную политику стали проводить уже в новейшее время с развитием в стране рыночных отношений. 14 июля 1990 года был создан Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
В 1991 г. был принят закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – первый антимонопольный закон России.В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
На сегодняшний день антимонопольная политика Федеральной антимонопольной службы включает следующие составляющие:
1. Создание необходимых структурных предпосылок и «правил игры» позволяет уже в ближайшее время существенным образом изменить состав участников потенциально конкурентных сегментов отраслевых рынков, повысить их эффективность.
2. Ключевое значение придается реформированию отраслей естественных монополий. Эти отрасли составляют технологическую и экономическую основу единого рынка и не случайно транспорт, энергетика, связь в соответствии с Конституцией отнесены к ведению Российской Федерации. В естественно монопольных сферах сконцентрированы значительные материальные ресурсы, а еще большие – в сопряженных с ними сферах. Современный этап характеризуется серьезными технологическими изменениями, которые поставили под сомнение необходимость сохранения в прежнем виде регулирование отраслей естественных монополий.
В ходе реформ необходимо повышение эффективности регулирования с сокращением в последующем естественно монопольных сфер деятельности и, соответственно, с постепенным замещением прямого регулирования (в том числе посредством установления тарифов) на рыночные методы регулирования (в том числе методы антимонопольного регулирования и контроля).
За нарушение антимонопольной политики предусмотрена, как административная, так и уголовно-правовая ответственность.
Смотрите также
Инвестиции и тенденции развития правового регулирования инвестиций в Российской Федерации
Современное понимание и
основополагающее значение инвестиций и инвестиционного процесса, существовавших
во все времена и у всех народов, для экономики складывается и возрастает с
развитием ...
Правонарушения, борьба с которыми возлагается на государство
Действующий закон о
безопасности, определяя само понятие безопасности как состояния защищенности
жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и
внешних угроз (ст ...
Юридическая ответственность
Актуальность данной темы обусловлена тем, что правовое государство в своей деятельности стремиться к тому, чтобы расширять и стабилизировать круг правомерных общественных отношений посредством пов ...