Нетипичные формы правленияМатериалы / Проблемы республиканской формы правления в Российской Федерации, развитие и пути совершенствования / Нетипичные формы правленияСтраница 1
В теории государства и права различают две основные формы правления: монархию и республику.
Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.
Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Появление нетипичных форм правления может быть вызвано разными причинами. Во-первых, чистые формы правления имеют, как принято считать, недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, а парламентарной республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Во-вторых, создание смешанных и гибридных форм правления нередко связано со стремлением улучшить взаимодействие, взаимосогласованность высших органов государственной власти. В-третьих, появление таких форм связывается также с влиянием гуманистических идей и институтов, с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей. Наконец, появление нетипичных форм правления может быть обусловлено давлением и борьбой прогрессивных сил общества.
К нетипичным формам монархий относятся: избирательная, коллективная, теократическая, квазипарламентская, патриархальная.
При избирательной монархии главой государства является монарх, который получил право на трон не в результате престолонаследия, а в результате избрания.
Ярким примером избирательной монархии является Малайзия. Правовое положение штатов - членов Федерации - определяется федеральной Конституцией и конституциями отдельных штатов. Во главе 9 малазийских штатов стоят наследные конституционные монархи (в штатах Кедах, Джохор, Келантан, Паханг, Перак, Селангор и Тренгану - султаны, в штате Негри-Сембилан - большой правитель, в штате Перлис - раджа). Штаты Малака, Пинанг, Саравак и Сабах возглавляются губернаторами, назначаемыми Верховным главой (правителем) Малайзии. Наследные правители штатов образуют Совет правителей и избирают из своего состава сроком на 5 лет верховного правителя (Янг ди-Пертуан Агонг), т.е. конституционного монарха, выполняющего главным образом представительские функции главы государства. Губернаторы входят в Совет без права участия в голосовании. Помимо избрания верховного правителя государства Совет правителей "дает советы" при назначении судей, генерального прокурора, членов избирательной комиссии и комиссии государственной службы, которая ведает назначением на административные должности и перемещением государственных служащих. Совет принимает или отвергает законы, касающиеся вопросов, связанных с изменениями границ княжеств. Согласно Конституции, любое решение правительства выносится от имени и с согласия Верховного правителя. На практике он принимает решения исходя из рекомендаций правительства или парламента, хотя может иметь и собственную позицию. Верховный правитель утверждает принятые парламентом законы, кандидатуру премьер-министра и состав Верховного суда, имеет право помилования и является главнокомандующим вооруженными силами страны. Исполнительную власть осуществляет Кабинет министров во главе с премьер-министром. Им назначается лидер партии, завоевавшей большинство мест в Палате представителей. Премьер-министр председательствует на заседаниях Кабинета, координирует политику правительства и административную деятельность министерств и ведомств. Он "дает советы" монарху при назначении судей, членов Избирательной комиссии, Комиссии государственной службы и других высших служащих.
Смотрите также
Гражданско-правовое регулирование залога
В условиях рыночной экономики для успешной работы участников
предпринимательской деятельности особую значимость приобретают способы
обеспечения исполнения обязательств.
Подавляющее больши ...
Система управления и механизмы реализации региональной политики
Значимость системы управления
региональной политики и механизмов её реализации в достижении целей и решений
региональных задач в современных условиях очень велика, так как в России
наблюдаю ...
Принципы справедливости в уголовном праве
Принцип справедливости,
выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности
юридической ответственности допущенному правонарушению относится к
специально-юридически ...