Государственное регулированиеМатериалы / Система управления и механизмы реализации региональной политики / Государственное регулированиеСтраница 1
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 11) государственную власть в нашей стране осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации.
Для повышения роли демократических процессов в государственном управлении создана специальная общественная палата. Государственная власть в субъектах Российской Федерации представлена региональным управлением во главе с губернатором (президентом республики) (рис.3) кандидатура на пост губернатора (президента) предлагается Президентом страны и утверждается законодательными (представительными) органами регионов. Депутаты законодательных собраний выбираются населением соответствующего региона.Наряду с государственным управлением в Российской Федерации активную роль играет местное самоуправление. В статье 12 Конституции РФ отмечается: «В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Формирование муниципальных образований происходит согласно федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 год). Муниципальными образованиями являются городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения.
Рис. 3. «Структура государственного управления»
Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросы местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и других местных традиций. К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией и Федеральным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.
Структура местного самоуправления включает представительные органы, главу муниципального образования, местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган).
Государственные органы управления и местного самоуправления имеют достаточно полномочий и методов регулирования социально-экономического развития страны и её регионов. Регулирование территориального развития представляет совокупность подходов, способов, процедур, средств направленного воздействия на хозяйственные структуры для установления и поддержания гармоничных связей между природой, населением и хозяйством. Для повышения эффективности регулирования необходимо совершенствовать и активизировать региональную политику по обеспечению экономической самостоятельности территорий и укреплению политической и социально-экономической целостности Российской Федерации.
В современных условиях стагнации большинства экономик, наличия депрессивных территорий, ухудшения социальной ситуации должно быть укреплено государственное регулирование. Требуется расширение методов и средств регулирования, повышение действенности регулирующих воздействий. В структуре инструментов государственного регулирования три их группы:
административные;
экономические;
смешанные (рис.4).
Административные инструменты включают в свой состав меры запрета, разрешения и принуждения. Особое внимание уделяется контролю над исполнением требований государства и законов.
Экономические средства регулирования основаны на бюджетной, денежно-кредитной политике и поведении региона как собственника они включают прямые расходы государства, налоги и льготы, а также использование государственной собственности.
Смешанные регуляторы включают административное регулирование – меры демонополизации и экономические средства – социально-экономическое программирование, программирование рыночной инфраструктуры, повышение привлекательности инвестиционного климата и др.
Рис. 4. «Инструменты регионального регулирования»
Управленческие воздействия федеральных, региональных и местных органов власти желательно расширить и дифференцировать по отношению к объектам разных форм собственности. Все меры и методы регулирования должны опираться на нормативно-правовые документы: Конституцию РФ, Федеральные и региональные законы, Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и др.
Смотрите также
Понятие трудового права, его предмет и метод
Трудовое право существует на протяжении многих лет. С тех пор как
человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, трудовое право
стало неотъемлемым компонентом всех процессов и ...
Экологическое нормирование в области охраны окружающей среды
Человечество не может позволить себе дальнейшее
бесконтрольное загрязнение окружающей природной среды, при этом вряд ли
возможно ограничить масштабы хозяйственной деятельности. Единственный ...
Социально-демографическая ситуация в муниципальном образовании и пути ее оптимизации
Комплексный анализ развития муниципального
образования и формирование стратегии социально-экономического и инновационного развития
- важнейшие инструменты регионального развития. Их базовой ...