Правовые акты о борьбе с преступлениями международного характера
Материалы / Преступления международного характера / Правовые акты о борьбе с преступлениями международного характера
Страница 1

Источниками международного уголовного права являются:

1) конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (с захватом заложников, угоном воздушных судов и т.

п.);

2) договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам;

3) договоры, регулирующие деятельность международных организаций, в чью компетенцию входит борьба с преступностью.

Международное сотрудничество государств по борьбе с уголовной преступностью осуществляется путем заключения двусторонних либо многосторонних соглашений и договоров, а также создания международных организаций. Обязательства государств по вышеуказанным договорам заключаются:

· в определении международных уголовно наказуемых деяний;

· мерах по предупреждению и пресечению таких преступлений;

· обеспечении ответственности преступников;

· установлении правил юрисдикции;

· регламентации правовой помощи по уголовным делам;

· регулировании взаимоотношений государств и международных правоохранительных организаций.

В настоящее время в международном сотрудничестве по борьбе с уголовной преступностью преобладают двусторонние договора и соглашения об экстрадиции и договора о правовой помощи. В договоре о правовой помощи прежде всего решаются вопросы выдачи преступников и связанные с этим юридические действия, в частности, составление и пересылку документов, проведение обысков, изъятие и передачу вещественных доказательств, проведение экспертизы, допрос обвиняемых, свидетелей, экспертов и других лиц, судебный осмотр и т.д.

Кроме того, в договорах о правовой помощи содержатся нормы, определяющие взаимные обязательства государства относительно выдачи по требованию друг друга лиц, совершивших преступление, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора.

Борьба с преступлениями международного характера осуществляется с использованием многосторонних международно-правовых форм, заключением международных конвенций, напр., Конвенция о борьбе с захватом заложников, Конвенция о физической защите ядерного материала и др.

Современное международное право выработало целый ряд международных конвенций универсального и регионального характера, которые на основе четких критериев устанавливают в качестве предмета своего правового регулирования взаимное сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. В их числе:

Ø Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства;

Ø Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами;

Ø Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов;

Ø и многие другие.

Основные усилия по международному сотрудничеству в области борьбы с, например, таким преступлением, как терроризм предпринимаются в рамках международных организаций, которые выработали основополагающие программные итоговые документы.

В интересах более тесного взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб в борьбе с наиболее опасными видами преступлений был сформирован Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников Содружества Независимых Государств (СОРБ), который на своих заседаниях рассматривает и принимает стратегически важные нормативные акты, позволяющие повысить эффективность борьбы с терроризмом и иными преступными деяниями.

Однако положения, содержащиеся в международных нормативных актах, обычно недостаточно конкретизированы, что затрудняет их использование правоохранительными органами и спецслужбами государств в конкретных практических целях.

Проведенный анализ законодательства позволяет выделить определенные закономерности правовой регламентации борьбы с преступлениями международного характера:

q во-первых, кодификация законодательных норм в области борьбы с преступлениями международного характера способствует его более эффективному применению;

q во-вторых, внутреннее право стран должно своевременно реагировать на изменение в международной договорной практике в этом направлении, последовательно отражая все ее позитивные начала;

q в-третьих, несмотря на общую для развитых стран мирового сообщества тенденцию к демократизации своего законодательства, государства предусматривают повышенную меру ответственности и наказания за совершение преступлений международного характера;

q в-четвертых, уголовное преследование за акты насилия, совершаемые в отношении лиц, обладающих правом на специальную защиту, предусматривается нормами так называемого чрезвычайного антитеррористического законодательства;

q в-пятых, при подготовке и принятии законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих борьбу с преступлениями международного характера, целесообразно исходить из особенностей складывающейся общественно-политической и криминогенной ситуации в регионе, а не придерживаться принципа так называемой модельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Место Президента РФ в системе разделения властей
    Актуальность темы в необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены Президенту Российской Федерации по Конституции РФ. ...

    Юридическая практика
    Юридическая практика – это деятельность компетентных органов и субъектов по изданию, толкованию и реализации юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опыто ...

    Система организационно-инспекторских аппаратов МВД
    Экономические и социально-политические реформы затронули практически все стороны жизнедеятельности общества. Развитие рыночных отношений повлекло за собой не только позитивные сдвиги, но и ...