Правовые акты о борьбе с преступлениями международного характера
Материалы / Преступления международного характера / Правовые акты о борьбе с преступлениями международного характера
Страница 1

Источниками международного уголовного права являются:

1) конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (с захватом заложников, угоном воздушных судов и т.

п.);

2) договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам;

3) договоры, регулирующие деятельность международных организаций, в чью компетенцию входит борьба с преступностью.

Международное сотрудничество государств по борьбе с уголовной преступностью осуществляется путем заключения двусторонних либо многосторонних соглашений и договоров, а также создания международных организаций. Обязательства государств по вышеуказанным договорам заключаются:

· в определении международных уголовно наказуемых деяний;

· мерах по предупреждению и пресечению таких преступлений;

· обеспечении ответственности преступников;

· установлении правил юрисдикции;

· регламентации правовой помощи по уголовным делам;

· регулировании взаимоотношений государств и международных правоохранительных организаций.

В настоящее время в международном сотрудничестве по борьбе с уголовной преступностью преобладают двусторонние договора и соглашения об экстрадиции и договора о правовой помощи. В договоре о правовой помощи прежде всего решаются вопросы выдачи преступников и связанные с этим юридические действия, в частности, составление и пересылку документов, проведение обысков, изъятие и передачу вещественных доказательств, проведение экспертизы, допрос обвиняемых, свидетелей, экспертов и других лиц, судебный осмотр и т.д.

Кроме того, в договорах о правовой помощи содержатся нормы, определяющие взаимные обязательства государства относительно выдачи по требованию друг друга лиц, совершивших преступление, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора.

Борьба с преступлениями международного характера осуществляется с использованием многосторонних международно-правовых форм, заключением международных конвенций, напр., Конвенция о борьбе с захватом заложников, Конвенция о физической защите ядерного материала и др.

Современное международное право выработало целый ряд международных конвенций универсального и регионального характера, которые на основе четких критериев устанавливают в качестве предмета своего правового регулирования взаимное сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. В их числе:

Ø Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства;

Ø Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами;

Ø Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов;

Ø и многие другие.

Основные усилия по международному сотрудничеству в области борьбы с, например, таким преступлением, как терроризм предпринимаются в рамках международных организаций, которые выработали основополагающие программные итоговые документы.

В интересах более тесного взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб в борьбе с наиболее опасными видами преступлений был сформирован Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников Содружества Независимых Государств (СОРБ), который на своих заседаниях рассматривает и принимает стратегически важные нормативные акты, позволяющие повысить эффективность борьбы с терроризмом и иными преступными деяниями.

Однако положения, содержащиеся в международных нормативных актах, обычно недостаточно конкретизированы, что затрудняет их использование правоохранительными органами и спецслужбами государств в конкретных практических целях.

Проведенный анализ законодательства позволяет выделить определенные закономерности правовой регламентации борьбы с преступлениями международного характера:

q во-первых, кодификация законодательных норм в области борьбы с преступлениями международного характера способствует его более эффективному применению;

q во-вторых, внутреннее право стран должно своевременно реагировать на изменение в международной договорной практике в этом направлении, последовательно отражая все ее позитивные начала;

q в-третьих, несмотря на общую для развитых стран мирового сообщества тенденцию к демократизации своего законодательства, государства предусматривают повышенную меру ответственности и наказания за совершение преступлений международного характера;

q в-четвертых, уголовное преследование за акты насилия, совершаемые в отношении лиц, обладающих правом на специальную защиту, предусматривается нормами так называемого чрезвычайного антитеррористического законодательства;

q в-пятых, при подготовке и принятии законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих борьбу с преступлениями международного характера, целесообразно исходить из особенностей складывающейся общественно-политической и криминогенной ситуации в регионе, а не придерживаться принципа так называемой модельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Механизм индивидуального преступного поведения
    При криминологическом анализе причин совершения преступления важно учитывать роль социально-психологического механизма поведения личности. Под таким механизмом понимается последовательность ...

    Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, по российскому семейному законодательству
    Одним из последствий трансформационного экономического спада современной России стало увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рост бедности и безрабо ...

    Преступления международного характера
    Научно-технический прогресс и развитие межкультурных связей, международных экономических отношений, транспортной сети и сетей связи - это высочайшие достижения современной цивилизации. Однак ...