Институт суда присяжных в современной РоссииМатериалы / Развитие института суда присяжных в России / Институт суда присяжных в современной РоссииСтраница 1
В 1990 г. основы законодательства o судоустройстве СССР и союзных республик предоставили им право предусматривать в своем законодательстве возможность решения вопроса о виновности подсудимого судами присяжных (расширенной коллегией народных заседателей) по делам o преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше 10 лет.
1 ноября 1991 г. в ст. 166 Конституции РСФСР появилось положение о возможности рассмотрения уголовных дел с участием суда присяжных. Данное конституционное предписание было воплощено в Законе РФ от 16 июля 1993 г. N 5451-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон о судоустройстве в РСФСР, УПК РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях РСФСР", который положил начало постепенному введению суда присяжных в РФ.Одной из фундаментальных основ демократического правового государства, прописанного в Конституции Российской Федерации, является независимая судебная власть. Важнейшим составным элементом указанной власти является суд с участием присяжных заседателей, в котором главный вопрос правосудия - вопрос о виновности подсудимого - решается «олицетворяющими житейскую мудрость и общественную совесть, рядовыми членами общества — присяжными заседателями», а не состоящими на государственной службе профессиональными судьями.
Частью 4 ст. 123 Конституции РФ установлено, что в особых случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей, которое представляет собой комплексный институт в современном российском праве.
В соответствии со ст. 20 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правoсудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Участие в oсуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.
Более подробно рассмотрим основные положения федерального закона № 113 ФЗ от 20.08.2004г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции».
В соответствии со ст. 12 ФЗ предоставляются следующие гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя:
1. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "O судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.
2. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Смотрите также
Альтернативные формы разрешения споров в сфере гражданского судопроизводства
Развитие гражданского оборота в Российской Федерации
неизбежно влечет увеличение количества конфликтов. Их разрешение возможно как в
рамках государственной судебной системы, так и с использо ...
Правоотношения между супругами. Расторжение брака
Семейные отношения в международном
частном праве составляют очень сложный аспект общественных правоотношений. Такая
сложность объясняется, как правило, взаимоисключающими различиями правовых ...
Исполнительная власть и административные правонарушения
Исторически сложилось так,
что вопрос о государстве, его природе и сущности был и остается предметом
постоянного интереса ученых. История познания обнаруживает большую амплитуду
колебаний м ...