Местное управление Великобритании
Материалы / Великобритания как правовое государство / Местное управление Великобритании

В ХХ в. в Великобритании сохранялась традиционная англосаксонская система управления, фактически означающая самоуправление, поскольку в ней отсутствуют чиновники, назначаемые из центра. Это, однако, не означает отсутствие контроля со стороны центральных органов .

Основным рычагом воздействия на деятельность местных органов управления было закреплено актами 1929 и 1933гг. акт о местном управлении 1929 г. Предоставил правительству полномочия ограничивать размеры дотаций, если оно считало действия органа самоуправления «нецелесообразными». Акт о местном управлении 1933 г. подробно определил порядок возникновения, структуру, аппарат, а так же другие административные и финансовые стороны деятельности местных органов. Функции и полномочия местных органов детально урегулированы и другими парламентскими актами, в том числе в сфере управления полицией, пожарными и дорожными службами, учреждениями культуры, социальными службами. Любое действие местного органа, выходящее за предписанные законом права, признаются превышением полномочий, т.е. недействительным. Общий контроль за местным управлением осуществляет Министерство окружающей среды, а по отдельным вопросам (образование, здравоохранение, финансы и т.д.) – и другие министерства, а так же комиссары по делам местного, аудиторы, инспекторы. Утверждению вышедших властей подлежат акты муниципалитетов, содержащие императивные предписания, акты о застройке населенных пунктов, о местных налогах.

Реформа начала 1970-х гг., проведенная правительством консерваторов, провозгласила своей целью упразднить особое правовое положение городов и покончить с разделением города и сельской местности на всех уровнях. В связи с этим была создана единая «двухзвенная система» в Англии и Уэльсе, предусматривающая деление на графства и округа. Однако во второй половине 90-хгг. двухуровневое управление было заменено укрупнением округов с образованием вместо советов графств и советов округов общих (унитарным) советов. После прихода к власти лейбористов население Лондона на референдуме в 1998 г. проголосовало за введение должности мэра Лондона и восстановление городского совета, упраздненного консерваторами в 1985 г. Предусмотренная программой лейбористов определенная децентрализация управления нашла отражение а Акте о местном управлении 2000 г. согласно которому местные представительные органы (советы) формируются в графствах, округах и унитарных округах. Каждый Совет при этом формируют свой постоянно действующий исполнительный орган. Низшей самоуправляющейся единицей в Англии является приход, а в Уэльсе и Шотландии – община.

Рассмотренный выше материал, таким образом, свидетельствует о том, что местное управлений представляет собой сложный механизм, который, будучи в определенной степени автономным (что выражается в выборности местных представительных органов, наличии у них своего исполнительного аппарата, институте муниципальной собственности и т.д.), функционирует в конечном счете под контролем центральных властей и в значительной степени – интегрирован в государственный механизм, выполняя многие функции, имеющие общенациональное значение, число которых увеличивается с расширением социальных функций современного государства.

Признавая, что одним из важнейших направлений развития политических систем в современном мире является децентрализация властных полномочий, хотелось бы предостеречь от ее абсолютизации в качестве возможной панацеи от всех бед, в качестве средства решения всех проблем, связанных с местным самоуправлением. На определенном этапе не меньшее значение может иметь и централизация власти, у которой, хотя и есть свои негативные черты, но которая, тем не менее обеспечивает единое управление, свободное от местных политических споров и предотвращающее злоупотребление властью. Кроме того, порой централизация власти позволяет лучше координировать деятельность местных служб.

Излишняя децентрализация и абсолютная самостоятельность местного управления отнюдь не являются благом. Ведь полностью автономное местное управление препятствует согласованности общенациональных усилий, создает возможность для всякого рода злоупотреблений, ведет к дроблению администрации, что отрицательно сказывается на эффективности ее деятельности.

Централизация и децентрализация, в конечном счете, отнюдь не взаимоисключающие формы политической и административной организации. Во всех системах управления неизбежно имеются элементы, как централизации, так и децентрализации власти. Главная проблема при осуществлении реформ местного управления, поэтому состоит не в том, чтобы сделать выбор между централизацией и децентрализацией, а в том, чтобы найти надлежащий баланс между ними, адекватный реальным условиям той или иной страны, тем задачам, которые ставятся перед местным управлением.

    Смотрите также

    Некоторые меры государственного регулирования коммерческой деятельности
    При планировании как экспортно-импортных операций, так и коммерческих операций осуществляемых внутри страны, следует прогнозировать не только объем предстоящих платежей, вносимых в бюджет, ...

    Анализ особенностей правового регулирования заключения и расторжения брака по законодательству развитых стран
    В нынешних условиях интенсивных межгосударственных обменов брачно-семейное право, как никакая другая совокупность отношений и правил, их регулирующих, подвержена действию законов международ ...

    Психология судебного процесса
    Стадийность является существенной особенностью психологической структуры судебной деятельности. Судебная деятельность развивается в определенной, строго регламентируемой процессуальным зако ...