Введение
Страница 1

Тема смертной казни везде и всегда занимала особое место в общественном сознании. Во все времена она не знала границ общественного интереса и всегда была спорным вопросом "за" или "против ".

В пристальном интересе людей к этой мере наказания есть, наверное, что-то сакральное, с давних времен связанное с парадоксальным в наше время желанием многих людей наблюдать казнь себе подобных. И в психологическом плане, и исторически такое отношение людей к смертной казни обусловлено тем, что в основе ее применения лежит принцип возмездия - древнейший обычай отмщения. А уж по способам лишения жизни себе подобных человечество издавна проявляло особую выдумку, размах и изобретательность - не зря казни всегда собирали толпы людей.

Дискуссия на эту тему затухает, а затем вспыхивает с новой силой. Приливы, как правило, возникают в периоды смуты, неустойчивости в обществе, на исторических переломах, в период "великих перемен", когда законы уже не работают, а разгул насилия все больше становится явлением обыденным. Стремясь вернуть нормальное течение жизни, люди вместо протеста против неспособности власти противостоять разгулу преступности часто обращаются к самым радикальным идеям, среди которых идея смертной казни является наиболее традиционной. Полемика в любом обществе по этому поводу всегда ведется очень эмоционально, поскольку зачастую совершаемые преступления поражают своей трудно объяснимой жестокостью и повергают людей в шок.

С появлением институтов власти смертная казнь приняла узаконенный вид наказания за несоблюдение закрепленных в данном обществе норм и правоотношений . Она стала мерой государственного принуждения, инструментом государственной политики и настолько вошла в практику, что до середины XVIII века никто и не отрицал законность этой меры.

Одним из первых, кто осмелился сделать это, был итальянский просветитель и гуманист Ч. Беккариа. В своем труде "О преступлениях и наказаниях" (1764 г.) он сформулировал основные этические, уголовно- политические и юридические аргументы против смертной казни, доказывал на историческом опыте реальную возможность отказа этой меры без каких-либо потрясений, и что излишне суровые наказания лишь ожесточают нравы людей. Ч. Беккариа исходил из того, что жизнь дается свыше, а не законами и декретами , поэтому сам человек не властен в собственной жизни, сам не имеет права располагать ею , не может отказаться от нее и не имеет права лишать жизни других . Смертная казнь несправедлива с точки зрения христианской философии и религии.

Есть много доводов , оправдывающих смертную казнь, Например, немецкие философы Кант и Гегель оправдывали смертную казнь во имя справедливости принципа материального возмездия: равное за равное. Этот спор велся веками среди самых известных ученых, философов, литераторов. Но никто даже из самых горячих сторонников смертной казни не мог, в защиту необходимости ее, привести хоть малейший факт, который бы доказывал, что отмена ее в упомянутых государствах повлекла за собою увеличение преступлений, что она сделала менее безопасными общественный порядок, жизнь и имущество граждан.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Завещание как сделка и принцип свободы завещания
    Наследование представляет собой один из древнейших правовых институтов, который сопровождает любую общественно-экономическую формацию, поскольку каждый человек рано или поздно становится на ...

    О занятости населения в Российской Федерации
    От 19 апреля 1991 г. № 1032-1 О занятости населения в Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2009 в ред.фз от 31.12.2005 №199-ФЗ;от 18.10.2007 №230-ФЗ; от 25.12.2008 №287-ФЗ) Настоящ ...

    Административно-правовой режим
    Основаниями для установления административно-правовых режимов выступают экстраординарные ситуации социального и природно-техногенного характера, создание объекта-носителя для этого вида реж ...