Деятельность Конституционного суда Республики Беларусь
Материалы / Исследование принципа разделения властей / Деятельность Конституционного суда Республики Беларусь
Страница 1

Институт конституционного правосудия, как известно, существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права, среди главных источников которого является Конституция, требует наличия конституционного контроля.

В действующей в Республике Беларусь Конституции установлен такой порядок формирования Конституционного Суда, который присущ большинству государств. В соответствии с ним Конституционный Суд формируется на паритетной основе: 6 судей Конституционного Суда назначаются Президентом, 6 судей избираются Советом Республики (верхняя палата Парламента). Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики. В настоящее время в составе Суда 12 судей, т.е. он полностью сформирован. Срок полномочий судей — 11 лет. Допускается повторное занятие должности судьи.

Входящие ныне в состав Конституционного Суда судьи обладают необходимым стажем работы в юридических службах законодательной и исполнительной ветвей власти, в министерстве юстиции, органах прокуратуры республики, судах общей юрисдикции. Их опыт практической деятельности сочетается с теоретической подготовкой, работой в высших юридических учебных заведениях и научных учреждениях.

Согласно Конституции формируется Конституционный Суд из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Конституционный Суд - это такой же неотъемлемый атрибут правового государства, как Парламент или местное самоуправление.

В настоящее время в такой общественной организации, как Конференция конституционных судов Европы, представлено 32 страны. Конституционный Суд Республики Беларусь является ассоциированным членом данной организации и на протяжении последних лет его представители принимают регулярное участие в работе данной инстанции. В резолюции Председателей конституционных судов Европы, принятой в октябре 2000 года в Бельгии, поддержаны усилия Конституционного Суда Республики Беларусь по формированию правового государства, защите прав и свобод граждан.

Конституционный Суд Республики Беларусь был создан - как того и требовала новая Конституция — 28 апреля 1994 года. Конечно, Конституционному Суду сложно действовать в первые годы его становления, совпавшие с периодом политической и экономической трансформации. Главное в этой ситуации: находить оптимальный баланс между интересами государства, общества и человека. При этом особый отпечаток на его работу накладывают ранее сложившиеся традиции и представления, сохраняющиеся в сознании многих граждан, например, в части их постоянного, как это было в условиях социализма, ожидания помощи от государства и слабой собственной инициативы.

Создать новые принципы отношений бывает непросто. Конституционный Суд действует уже почти двенадцать лет, и новая система координат в сфере властных отношений уже в общем сложилась.

В современных условиях единственным юридическим документом, на основе и во исполнение которого может развиваться вся государственно-правовая система, является демократическая конституция. Демократической можно считать ту конституцию, нормы которой закрепляют устои реального народовластия, права и свободы человека и гражданина, устанавливают и обеспечивают оптимальный баланс, как интересов государства, общества, так и отдельного человека.

Специализированные органы конституционного контроля, созданные в европейских странах, являются важнейшими (опорными) элементами всей системы сдержек и противовесов, удерживающими всю конструкцию государственно-правового механизма. Эта же задача стоит и перед Конституционным Судом Республики Беларусь. Именно для этих целей он наделен правом вынесения заключений не только о конституционности нормативных актов, но и относительно систематического или грубого нарушения Парламентом Конституции. Он также может привлекаться для принятия соответствующих решений по отношению к местным Советам депутатов.

Одним из важнейших качеств современных (демократических) конституций, существования конституционного строя является непосредственное действие конституционных норм, их верховенство по отношению ко всем иным актам законодательства. Конституционный Суд как раз и призван посредством проверки на соответствие Конституции нормативных актов утверждать верховенство конституционных норм и их реальное, прямое действие.

Конституционный Суд Республики Беларусь, основываясь на собственном опыте, практике работы Европейского суда по правам человека, органов конституционного контроля других стран, используя достижения науки (тем более что доктрина у нас пока не рассматривается в качестве источника права), рождает надпозитивное право, т.е. принципы и правовые идеи, которые должны становиться основополагающими в нашей правовой системе и развивать ее дальше. Конституционный Суд Республики Беларусь в силу своего статуса и стоящих перед ним задач формирует новую философию права, новое правовое мировоззрение, утверждает справедливость и равноправие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Исчисление, назначение и выплата пенсий
    Право человека обратиться за назначением пенсии возникает при определенных условиях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о пенсионном обеспечении. Так, пенсия по возрасту м ...

    Анализ института права собственности как центрального института гражданского права
    Отношения собственности представляют собой достаточно обширную и сложную систему, являются основополагающим вопросом любого общества. Время, прошедшее с момента принятия первой части Граждан ...

    Право собственности в Российской Федерации
    Институт права собственности, имеющий комплексный, межотраслевой характер, объединяющий нормы различных отраслей права неизменно привлекал и продолжает привлекать внимание исследователей. ...