Компетенция Парламента Республики Беларусь
Материалы / Исследование принципа разделения властей / Компетенция Парламента Республики Беларусь
Страница 4

Таким образом, издание Президентом временного декрета существенно ограничивает возможности Парламента по правовому регулированию соответствующих общественных отношений. Это не порождало бы большой проблемы, если бы издание временных декретов было исключительным явлением и их количество исчислялось бы единицами.

Однако при существующей практике издания декретов, которыми в настоящее время регулируется довольно значительный массив общественных отношений, полномочия Национального собрания как органа законодательной власти фактически урезаются, поскольку принимаемые законы не должны расходиться с действующими временными декретами.

По моему мнению, было бы оправданным полностью уравнять законы и временные декреты по юридической силе, как это вытекает из самого термина “декрет, имеющий силу закона”. При этом Национальное собрание могло бы посредством принятия закона по-иному регулировать общественные отношения, уже урегулированные временными декретами. Вероятно, стоит даже предусмотреть возможность внесения законом изменений и дополнений непосредственно в сами декреты. Все это придало бы большую значимость законам, принимаемым Парламентом, которые являются основой правовой системы любого демократического государства.

В ст. 97 Конституции закреплены основные правомочия Палаты представителей. Помимо рассмотренных, эта палата дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; одобряет или отклоняет программу деятельности Правительства, с которой выступает Премьер-министр; рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; выражает вотум недоверия Правительству, а также отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей. Некоторые из этих полномочий рассмотрены в других главах.

Палата представителей может принимать решения по иным вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Полномочия Совета Республики несколько отличаются от полномочий Палаты представителей.

Если говорить о законотворческом процессе, то в первую очередь следует отметить право Совета Республики одобрять или отклонять принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов.

Совет Республики обладает обширными полномочиями при решении кадровых вопросов. Он дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда; избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

Учитывая, что Совет Республики является палатой территориального представительства, он обладает рядом полномочий по отношению к местным Советам. Так, Совет Республики вправе: отменять решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству; принять решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом Совет Республики является второй инстанцией, которая после Палаты представителей рассматривает обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее 2/3 голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности; рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение; может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Страницы: 1 2 3 4 

    Смотрите также

    Приватизация государственного имущества
    С начала радикальных экономических реформ в России одной из главных задач стало реформирование отношений собственности с целью получить наиболее эффективного собственника, хозяина на средст ...

    Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
    Осознавая значимость построения единого информационно-правового пространства, роль правовой культуры в развитии гражданского общества, стремясь реализовать постулаты, изложенные в основных д ...

    Практика работы с обращениями граждан в администрации Калининского района города Челябинска
    Как отмечено в Послании Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ: «...государственная бюрократия по-прежнему, как и 20 лет назад, руководствуется все тем же недоверием к свободном ...